12+

«Самое сложное в продвижении творчества – это не зайти, а остаться, не сверкать, а согревать»: Михаил Федотовский и Алексей Шмелёв – о современной поэзии

Сегодня в Вологде открывается второй Всероссийский фестиваль современной поэзии. Его участниками станут десятки молодых поэтов со всей страны – начинающие и уже состоявшиеся авторы. В преддверии фестиваля беседуем с организатором форума вологжанином Михаилом Федотовским и московским гостем – поэтом, лауреатом Международной литературной премии им. С. Есенина «О Русь, взмахни крылами…» Алексеем Шмелёвым.

Михаил, расскажите о фестивале, каковы его «цели-задачи». Чем он будет отличаться от прошлогоднего?

Михаил: Целей у фестиваля много, но главная – рассказать о том, что сейчас представляет собой поэзия. По сравнению с прошлым годом мероприятие стало гораздо шире в плане географии участников и программы. У нас запланированы многочисленные лекции, мастер-классы, моноспектакль, даже выступление современного сказочника. Большинство приглашенных поэтов – призеры различных конкурсов, проектов, обладатели литературных премий. Отбирая участников, мы исходили из того, чтобы фестиваль представил максимально широкий взгляд на современную поэзию. В программе форума каждый сможет найти то, что его заинтересует, даже если человек не особенно увлечен лирикой.

Чем Вологда привлекает поэтов?

Михаил: Мне кажется, дело в публике… Вологжане очень внимательно слушают и тонко чувствуют. Как организатор, не могу не отметить, что сюда легко добраться из Москвы и Санкт-Петербурга.

Фестиваль – это новый импульс для творчества, место обмена опытом? Что форум дает участникам?

Михаил: Все участники разные, но их всех объединяет любовь к литературе. На фестивале можно пообщаться с другими авторами, выступить на одной сцене с теми, с кем ты редко можешь встретиться. Это невероятное ощущение.

В чем особенности современной поэзии?

Алексей: Принципиально – ни в чем. Стихи, написанные в Золотом веке, отличаются от стихов, написанных в Серебряном. Стихи поэтов Серебряного века отличаются от стихов шестидесятников. Но лирика как была лирикой, так и остается ею до сих пор, хотя сегодня ее немного испортил напускной инфантилизм, а пишет сейчас каждый второй.

Михаил: Современная поэзия многогранна, но, конечно, пока не изучена. Поэтов очень много, постоянно появляются новые имена. В социальных сетях можно найти десятки групп, посвященных поэзии. Проблема в том, чтобы отличить настоящее творчество от псевдотворчества.

Алексей, как в человеке «просыпается» поэт? Как это произошло с вами? С чем вы можете сравнить состояние творческого подъема?

Алексей: Если честно, не знаю. Идешь по улице – и вдруг начинают возникать строчки, появляются рифмы к словам. Круг внимания постепенно расширяется, и ты уже забыл, куда шел, но в голове мелькнуло четверостишье. Как «проснулся» поэт во мне? Я уже не помню, почему стал сочинять, возможно, сначала это было просто подражание, попытка стать похожим на кого-то. А состояние творческого подъема можно сравнить разве что с влюбленностью.

Не секрет, что сейчас литература в целом и поэзия в частности уже не занимает в общественном сознании такого места, какое занимала лет, скажем, 40–50 назад, когда поэты были трибунами, вещавшими на огромные аудитории, своеобразными духовными ориентирами. Какую роль сейчас играет поэзия?

Алексей: А в Серебряном веке, например, поэты не были трибунами. Поэзия в то время была увлечением весьма элитарным и маргинальным. Сегодня поэты тоже не собирают стадионы, сильной гражданской поэзии мало – «Севастополь» Влада Маленко, «Бессмертный полк» Ивана Купреянова – вот то немногое, что меня зацепило. А духовным ориентиром стихи становятся зачастую лишь тогда, когда их автора уже нет в живых, или когда подходит к концу эпоха, рассеивается дым бессмысленной суеты. Вдруг становится ясно, что эти стихи – одна из главных ценностей, оставшихся в культурном поле эпохи.

Легко ли современному поэту найти своего читателя?

Алексей: Тут, как говорится, было бы желание. Когда-то мы с друзьями создали проект «Мужской голос», который за год стал одним из самых популярных поэтических проектов в стране. Сейчас я участник творческой команды Влада Маленко «Театр поэтов», из интернета и клубов мы постепенно переместились на центральные площади Москвы: «Город Поэтов», выступления на Красной площади, на молодежном форуме «Таврида». Самое сложное в продвижении творчества – это не зайти, а остаться, не сверкать, а согревать. Мало того, чтобы человек тебя слышал – важно, чтобы услышал. Хорошо, если он, придя домой, вспомнит строчку из твоего стихотворения и захочет найти другие твои произведения.

Программа Всероссийского фестиваля современно поэзии

Наталья Щапкова