12+

Андрей Васильев: «Я абсолютно честен перед зрителем – это для меня главное»

По итогам ежегодного конкурса на присуждение профессиональных актерских премий имени Алексея Семёнова, Марины Щуко и Анания Бадаева, который проводит Вологодское отделение Союза театральных деятелей России, обладателем премии за лучшую роль в кукольном спектакле стал артист Вологодского театра кукол «Теремок» Андрей Васильев. Поздравления с такой творческой победой он уже слышал 7 лет назад: премия им. Бадаева была присуждена ему в 2009 году за роль в спектакле «Мишук» по пьесе Василия Белова, а в 2012 году весь коллектив создателей этой постановки был удостоен Государственной молодежной премии Вологодской области. В этот раз жюри конкурса отметило премией его работу в спектакле «Как вам это понравится». О творчестве и том, каково молодому артисту проходить через медные трубы, мы и беседуем с Андреем Васильевым.

Андрей, что для вас как для профессионала означают эти награды?

К наградам отношусь без особого пафоса. Конечно, очень приятно понимать, что твою работу заметили и оценили. Это также своего рода веха – осознаешь, что успешно завершен какой-то важный этап. Но не более того. А самое главное – такое признание вдохновляет на новые роли и новый творческий поиск, чувствуешь бóльшую ответственность перед самим собой. 

Чем изначально привлекла вас профессия артиста кукольного театра?

Профессия необычайно интересная в творческом плане – она дает массу возможностей. Очень радует меня детский зритель: главное в нем – абсолютная искренность. Ребенок никогда не будет делать вид, что спектакль ему нравится, если это не так; но когда ты его заинтересовал, зацепил и увлек – его благодарность дорогого стоит. Театр кукол позволяет встретиться и со взрослым зрителем, то есть диапазон образов, над которыми приходится работать, очень широк.

Еще я ценю театр кукол за особую сплоченность труппы: в спектаклях мы зачастую работаем вдвоем-втроем на одной кукле, а при этом важен человеческий контакт – если его нет, то спектакль не случится, не срастется. Но когда это происходит, неживое оживает, как по волшебству – в этом и состоит магия театра.

Как разная аудитория – детская и взрослая – влияет на самоощущение артиста? На что вы делаете акцент в том и другом случае?

И здесь и там я абсолютно честен и перед зрителем, и перед самим собой, и перед ролью – это для меня главное. У ребенка и у взрослого разный опыт и разное восприятие театрального действа. Конечно, это учитывается, но в большей степени не актером, а режиссером-постановщиком, который придумывает и саму историю, и то, в какой манере ее преподнести. Для артиста же работа над образом князя из «Ханумы» или медвежонка мало чем отличаются в творческом плане, хотя сами эти роли и нельзя сравнивать.

«Как вам это понравится» – особенный спектакль: там всего два актера, и каждый из них исполняет много ролей. Какой опыт дала игра в таком спектакле?

Я впервые участвовал в постановке по пьесе «Вильяма нашего Шекспира» – это само по себе интересно и важно. Во-вторых, спектакль действительно многоóбразный, а постоянные переходы из образа в образ требуют хорошей актерской пластики. Для меня работа в этом спектакле стала своеобразным тренингом пластичности, способности быстро переключаться. Это довольно тяжело, но очень интересно.

Артист кукольного театра должен органично сочетать в себе драматический талант и мастерство кукловода. Как то и другое соединяются в этом спектакле?

Здесь параллельно рассказываются две истории: история персонажей пьесы Шекспира – кукол, которыми управляют актеры, и история самих актеров, мужчины и женщины. Бывает, что эти планы – кукольный и человеческий – пересекаются: личные отношения людей, играющих спектакль, как-то реализуются в куклах, а куклы влияют на существование актеров.

Спектакль поставлен болгарским режиссером Христиной Арсеновой – какие впечатления остались от совместной работы?

Работать было легко, хотя понимать друг друга мы начали не сразу. Христина очень хорошо говорит по-русски, но иногда слов не хватало, чтобы объяснить что-то сложное, глубокое. Поэтому порой мы пробовали наугад – и тут она уже говорила: да-да, это именно то, что нужно! Режиссер приехала вместе с художницей спектакля Емелияной Андоновой-Тотевой – очень приятные милые люди: никуда не спешат, не суетятся, всё время улыбчивы и спокойны.

За годы работы в театре вами сыграно множество ролей – есть ли среди них особенно любимые, чем-то запомнившиеся?

Запоминается больше не сама роль (несмотря на премии, которые иногда получаешь), а процесс работы над ролью, процесс постановки спектакля. Потому что когда спектакль только рождается, когда всё придумывается здесь и сейчас – это вообще незабываемое ощущение. Потом ты остаешься со спектаклем, со своей ролью, но всегда бывает немного грустно: волшебство закончилось... Назвать любимую роль я, пожалуй, не смогу – я их все люблю, каждую по-своему, каждая очень интересна.

А о какой роли вы мечтаете?

Мечтать не успеваю! Столько работы, что мечтать просто некогда (смеется). 

Светлана Гришина