12+

Фестиваль «Плюсовая поэзия»: одно рукопожатие до Мандельштама и кот Гиляровского

«Как нас только ни называли в свое время: и «флюсовая поэзия», и «плЮсовая», и «плюсОвая», - шутит, открывая XIII фестиваль, один из его основоположников, председатель Вологодского регионального отделения Союза российских писателей Елена Волкова. Фестивальная аудитория знает (а остальным можно и напомнить), что идея и название этого поэтического фестиваля зародились в 2006 году в недрах Вологодского областного радио, утренний эфир которого украшала передача «Утренние стихи». Вологодские авторы, известные и не очень, приходили в студию, читали свои стихи, и это чтение потом накладывалось на музыку – всё это называется «плюсовая фонограмма». Так и появилось название «Плюсовая поэзия», которое означает «поэзия + что-то еще» – театр, кино, музыка, живопись и многие другие формы творческого самовыражения.

Нынешний фестиваль – тринадцатый по счету, но юбилейный по хронологии: эта кажущая странность объясняется просто. Первые «Плюсовые поэзии» проходили дважды в год, в холодном мае и солнечном ноябре. Но, поскольку фестиваль рос и развивался, прирастал участниками и гостями их других городов, постепенно установился и нынешний ритм – «Плюсовая поэзия» согревает вологжан поздней осенью. С 2015 года у Вологодского отделения Союза российских писателей появилась своя «штаб-квартира» – переданный отделению дом на ул. Чернышевского, 15, получивший название «Дом дяди Гиляя» в честь жившего когда-то на этой улице (называвшейся в то время Большой Архангельской) будущего короля репортеров Владимира Гиляровского. Собственная крыша над головой позволила делать фестивали более насыщенными и содержательными. Дом дяди Гиляя круглый год живет насыщенно и содержательно – там проходят выставки, творческие вечера, презентации новых книг, кинопоказы. Вот и сейчас стены главного зала оживляют полотна оригинального самодеятельного художника Петра Солдатова – на одном из них изображен колоритный кот с пером в лапе, которого хозяева и гости Дома уже окрестили котом Гиляровского.

Программа нынешнего фестиваля по традиции включала в себя семинары для поэтов и прозаиков, поэтические чтения, в том числе опен-эйр на бодрящем ноябрьском воздухе – на этот раз он прошел у старого каретника близ музея «Мир забытых вещей». Прошла презентация книг издательства «СТиХИ», которые представило товарищество «Сибирский тракт», а в музее-квартире Василия Белова состоялась лекция профессора ВоГУ Сергея Баранова, посвященная повести «Привычное дело». Серьезную атмосферу разбавил веселый конкурс коротких стихотворений – «депрессяшек» и «антидепрессяшек». Задуматься – в который раз! – о природе таланта и смысле жизни заставил поэтический спектакль «Немаленькие трагедии» театральной студии «Теза» из города Шуя Ивановской области. Фрагменты из произведений Пушкина, Есенина, Вознесенского и Ростана, смело объединенные в единую историю о творчестве и любви, вызвали искреннее сопереживание зрителей, тем более что некоторым из них довелось помогать артистам, исполняя второстепенные роли.

Весомым плюсом в фестивале этого года стали литературный телепроект, который представили журналисты телеканала «Русский Север» Мария Суворова и Павел Громов, и рассказ об общественной инициативе сохранения «цветаевского дома» в Соколе, о ходе воплощения которой поведала преподаватель ВоГУ Елена Титова. Телепроект «Времена года» представляет собой небольшие (минутные) ролики, в которых звучат стихи и фрагменты прозы вологодских поэтов и писателей. «Зрители не привыкли смотреть и слушать стихи с телеэкрана, – рассказывает один из авторов проекта Мария Суворова, – поэтому мы экспериментировали с разными формами подачи: сначала подбирали нейтральный по содержанию видеоряд, затем рискнули добавить лица, снимая автора крупным планом, а сейчас проект вышел на новый уровень – звучащие тексты иллюстрируются песочной анимацией в исполнении череповецкой художницы Дарьи Лавровой. На сегодняшний день вышло уже 100 роликов. Наш проект преследует одну большую цель – чтобы в эфире прозвучало как можно больше разных голосов. Зрители – а аудитория у телеканала более 300 тысяч человек, не считая интернет-пользователей – постепенно привыкают слышать с экрана литературные тексты, а для поэтов и писателей это еще один выход к читателям».

Среди последних перипетий судьбы «цветаевского дома» в Соколе – признание квартиры, в которой проживала Анастасия Цветаева, выявленным объектом культурного наследия регионального значения. Когда статус дома определится окончательно, его возьмет «под крыло» Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Сегодня инициативная группа во главе с преподавателем ВоГУ Еленой Титовой озабочена сохранением дома – этому способствует и ежегодное проведение в Соколе «Цветаевского костра», который всякий раз собирает всё больше людей не только с Вологодчины, но и из разных городов России. Своими «цветаевскими» воспоминаниями поделился московский поэт Алексей Кубрик, ведущий семинара поэзии: «Когда-то поэт Юнна Мориц помогла мне не «вылететь» из Литинститута, а позднее через нее я познакомился с Анастасией Ивановной Цветаевой, даже читал ей свои ранние стихи и от нее же получил первую «рецензию» на свое творчество – она сказала: «Ох и тяжело тебе будет…» Кубрик поддержал идею о том, что нынешних читателей нужно знакомить с творчеством Анастасии Цветаевой, а Елена Волкова отметила, что все встречи на фестивале не случайны, и благодаря Алексею Кубрику от нас до Мандельштама – одно рукопожатие.

Подробнее об истории фестиваля и Доме дяди Гиляя - в интервью: Елена Волкова: «Литературе нужны талантливые читатели»

Светлана Гришина