Елена Волкова: «Литературе нужны талантливые читатели»

2015 Лето

Светлана Гришина

Созданное в 1998 году, Вологодское отделение Союза российских писателей сегодня объединяет более 30 человек. У самых активных авторов на счету множество публикаций и изданий, заслуга же всего отделения – самые разные творческие проекты, как уже проверенные временем, так и новые. О кипучей деятельности отделения и о том, чем ознаменован для него Год литературы, рассказывает председатель ВО СРП Елена Волкова.

Елена Волкова. Фото из личного архиваЕлена Викторовна, за Союзом российских писателей закрепилась печать «альтернативности» – в чем эта альтернативность состоит?

А что такое альтернативность?.. Да, «Союз российских писателей» был создан в 90-е годы – тогда все общество бурлило, и всем казалось, что, только высказывая свое нелицеприятное мнение и нанося язвительные «удары» тем, кто думает не так, как ты, идешь по правильному пути. Но потом жизнь обрела свои привычные формы, писатели продолжали писать, некогда молодые и задиристые становились более мудрыми… Недавно я посчитала средний возраст членов нашего Союза – оказалось, что он далеко за 40! Это даже уже не «молодые авторы»: Министерство культуры, присуждая им стипендии, ограничивает возраст молодых 35 годами. Так что мы уже давно перешли в категорию маститых, и я говорю об этом без тени иронии – естественно, не о себе, а о своих коллегах. Активно пишущие члены нашего Союза хорошо известны уже не только в Вологде, но и в российской литературной среде. Среди недавних наших новинок – книга Ольги Кузнецовой «Пастораль», а сборник стихов Наты Сучковой называется «ДеревенскаяФестиваль «Плюсовая поэзия – 2011». Фото из личного архива проза». Да мы писатели-деревенщики – какая тут альтернативность! (смеется)

При вступлении в Союз российских писателей действует система двухступенчатого приема – сначала на региональном уровне, потом на российском. И вступить в него довольно трудно – идет очень строгий отбор. Московскую комиссию возглавляет известный поэт Владислав Отрошенко. У многих членов Вологодского отделения СРП накоплен солидный «багаж»: и грамоты, и награды, и победы в конкурсах – не это главное, конечно, но раз уж в нашем обществе принято иметь некие вещественные доказательства своей успешности, то у нас они есть, и вполне традиционные.

Издаваться сегодня трудно, но писателю без читателя нельзя. Какие варианты публикации доступны сегодня без больших финансовых вложений?

Проект «Том писателей» представляет Ната СучковаЧто я назвала бы альтернативным, так это подход к изданию собственных книг. Сидеть и горевать по временам, когда у нас были гарантированные стотысячные тиражи, которых уже никогда не будет, нет никакого смысла. Тогда было другое время, а нам надо с благодарностью принимать то, что мы имеем сейчас. При тех возможностях, которые дает интернет, прийти к читателю очень легко. Вот, например, наш «Том писателей» – изначально он был задуман именно как проект электронный, хотя уже появились и бумажные версии первых трех томов. Мы сотрудничаем с издательством Ridero, которое отбирает и готовит книги к изданию, а затем они размещаются в книжных интернет-магазинах, где их можно скачать за символическую цену. И это далеко не единственный способ найти читателя в сети.

Помимо интернета существуют литературные журналы и альманахи. У нас в области издается прекрасный журнал «Лад вологодский», там активно публикуются многие члены нашего отделения. Стихи Наты Сучковой и Марии Суворовой печатались в столичных толстых журналах – в «Новом мире» и «Дружбе народов». И даже за свой счет напечататься сейчас не так страшно: есть масса способов найти деньги и сэкономить на бумаге, оформлении и объеме тиража – даже 300 экземпляров бывает достаточно, чтобы книга не потерялась. В общем, если у человека есть цель – пустить плоды своего творчества в мир, – то он этого всегда добьется.

Кроме того, сейчас проходит бесчисленное количество конкурсов. Размеры премий там невелики, но дело не в этом: участие в конкурсах делает твое имя известным, позволяет тебе влиться в литературную жизнь.

Назовите самые, на ваш взгляд, значительные и яркие издания членов вологодского отделения СРП за последнее время.

Андрей Таюшев и Мария Маркова. Фото группы vk.com/club89383776 (Литературная резиденция «Дом дяди Гиляя»)Так сразу и не ответишь… Боже мой, я уже перестала запоминать названия новых книг наших авторов – настолько их много! Раньше это было настоящее событие, редкость – вышла книга! Всё! Все об этом знали. А сейчас – Марию Маркову напечатали («Соломинка», 2012 – примеч. авт.), Марию Суворову напечатали («Маленькие Марии», 2015 – примеч. авт.), «Ход вещей» Наты Сучковой вышел (2014 год – примеч. авт.), Галина Щекина презентовала свою «Улицу гобеленов» (2015 год – примеч. авт.), Антон Чёрный – «Зеленое ведро» (2015 год – примеч. авт.), новую книгу издал Сергей Донец («Трубящий ангел», 2013 – примеч. авт.). Что-то новое появляется непрерывно, поэтому и в названиях начинаешь теряться.

Год литературы вы решили отметить проектом «Том писателей». Насколько он популярен среди авторов?

Все 12 авторов отобраны, четыре книги в электронном виде уже вышли – «Пастораль» Ольги Кузнецовой, «Двойная экспозиция» Анастасии Астафьевой, «Об Пушкина» Андрея Таюшева и «По заявкам сельчан» Натальи Мелёхиной. Идею проекта предложила Ната Сучкова, ставшая его редактором. И «том» оказался очень быстро заселен писателями: между объявлением о возможности участвовать в проекте и утверждением перечня его участников прошло очень немного времени.

А как будет развиваться другой ваш проект – литературная резиденция «Дом дяди Гиляя»?

Субботник в «Доме дяди Гиляя». Фото из личного архиваИдею создания литературной резиденции мы обдумывали давно – нам хотелось иметь возможность приглашать в Вологду литераторов из других городов, чтобы они могли встречаться с читателями и с вологодскими собратьями по перу, проводить творческие вечера, мастер-классы. Конечно, мы рассчитывали на помощь городской администрации, но, как говорится, бойся своих желаний – они сбываются. В доме на Чернышевского, 15, в течение многих десятилетий располагался филиал городской Централизованной библиотечной системы, который был закрыт, а потом нам предложили использовать это здание в качестве литературной резиденции. В общем, такой вот подарок судьбы, хотя принять его нам было непросто. Но это старинный вологодский деревянный особняк, очень хочется, чтобы они сохранялись, и нельзя было допустить, чтобы дом пустовал. И, поскольку здание оказалось в наших руках, мы будем его беречь, холить и лееять. Не знаю, что нас ждет в этом доме, но пока он к нам благосклонен. Сюда приходят совершенно замечательные люди – резиденция обустраивается исключительно силами волонтеров.

Открытие выставки живописи Анастасии и Сергея Нуриджанян в «Доме дяди Гиляя»Начать работу «Дома дяди Гиляя» мы хотим юбилеем Владимира Гиляровского – с этой целью подали заявку на грант областного правительства для некоммерческих общественных организаций. Нас ждал успех – грант мы выиграли, и совсем недавно был подписан договор на выделение грантовых средств. У Гиляровского по разным источникам две даты рождения: 1953 и 1955, вторая дата показалась нам более обоснованной. К 160-летию писателя у нас разработана целая программа: в течение года пройдут события, которые привлекут внимание к нашему знаменитому земляку. Вообще хотим сделать так, чтобы здесь все было пропитано духом литературы, а Гиляровский для нас – «гений места». Интерьер резиденции, по нашему замыслу, должен напоминать кабинет писателя: большой письменный стол, книги на полках и разные атрибуты «писательства». Причем у каждой этой вещи должна быть своя история, связанная с кем-то из вологодских авторов. На сегодняшний день самый ценный экспонат нашей будущей интерактивной экспозиции – пепельница Гиляровского. Скорее всего, это легенда, хотя вполне возможно, что он ею пользовался, но нам не это важно – важно создать обстановку, которая напоминала бы и о нем самом, и о быте того времени, и о Вологде прошлых лет.

Со временем «Дом дяди Гиляя» станет «живым» пространством, открытым для любого общения на литературные темы – семинаров, мастер-классов, обсуждений, презентаций новых книг, литературных вечеров. Это место может быть интересно и как выставочная площадка для художников или фотографов. Но превращаться в некий «центр» мы не хотим – пусть лучше здесь царит полудомашняя, дружеская атмосфера, лишенная всякого налета официальности.

Еще один крупный проект СРП – фестиваль «Плюсовая поэзия». Как в нем проявляют себя члены организации?

«Плюсовая поэзия – 2013», клуб «Новый Диоген». Фото группы vk.com/club57480702 (Плюсовая поэзия)Этот проект родился в 2007 году, и с тех пор состоялось уже десять фестивалей – все на голом энтузиазме. Первое время мы, будучи моложе и энергичнее, проводили фестиваль два раза в год: в мае, в Дни славянской письменности, и в ноябре. Потом поняли, что за полгода люди не успевают по нам соскучиться, и перешли на осенний режим. Проект известен: достаточно набрать в поисковике «Плюсовая поэзия», и вывалится огромное количество ссылок – о нас писали все, кто сюда приезжал. (Интересно, что каждый отклик начинался не с самого фестиваля, а с того, что наш город вдохновляет на творчество. Будь то поэт-авангардист с громким именем или скромная начинающая поэтесса, пишущая о любви, – Вологда безумно нравится всем.)

И вот теперь, отметив 10-летний юбилей и пройдя проверку временем, фестиваль должен перейти в иное качество. Мы подали этот проект на соискание стипендии Министерства культуры России (инициатором была Мария Суворова), сейчас как раз идет его рассмотрение. Теперь это должен быть не просто фестиваль – три дня бурления, чтения стихов и разных литературных акций. Как мы поняли, главное, что нравится людям, – это возможность обсудить свое творчество и творчество своих коллег, а также услышать вдумчивый литературоведческий анализ. За анализ у нас по традиции отвечали приглашенные гости, но мы могли пригласить одного, максимум двоих – и всё, средства кончались. Если проект получит стипендию Министерства, мы сможем пригласить большее количество людей, и, соответственно, придет больше желающих их услышать.

Каков смысл названия фестиваля? Почему поэзия – плюсовая?

«Плюсовая поэзия – 2014». Поэтические чтения «Игра в бутылочку» на берегу ВологдыВот не было такого человека, который, спрашивая о фестивале,  не спрашивал бы о смысле его названия. Это хорошо: раз спрашивают, значит, наверняка запомнят… Когда-то я работала на областном радио, и мне страстно хотелось, чтобы в эфире звучали стихи. В утреннем эфире не будешь читать что-то длинное, поэтому это были короткие тексты, а чтобы не выпадать из радийной ткани, стихи накладывались на музыку, и получалась своеобразная мелодекламация. Называлось рубрика «Утренние стихи». А поскольку наложенная на музыку речь – это плюсовая фонограмма, то появилась и плюсовая поэзия. То есть эти слова кувыркались-кувыркались и, наконец, встали в такой вот ряд. А потом, как это бывает со всеми удачными названиями, «Плюсовая поэзия» стала открывать новые смыслы. Фестиваль постепенно начал объединять вокруг себя другие искусства: получалось «поэзия плюс театр», «поэзия плюс музыка», «поэзия плюс живопись» и так далее.

Много лет при СРП работает литературная студия «Лист» и молодежная литартель «Ступени». Это способствует появлению новых имен на вологодском литературном небосклоне?

Книга записей заседаний ЛитО «Ступени». Фото из личного архива«Ступеням» больше 40 лет, и это уже явление культурной жизни города, которое невозможно игнорировать. Это как семечко – оно упало в землю, появился росток, который рос, рос – и вот это уже большое красивое дерево, росту которого стараются не мешать. Так и «Ступени». Когда-то они существовали при библиотеке подшипникового завода, руководил ими поэт Юрий Макарович Леднев. Многие работники завода там занимались – Михаил Жаравин, уже ушедший из жизни, Галина Щекина, я... Время шло, всё менялось – из библиотеки мы переселились в комнату на проходной, потом собирались в других местах. Я помню, как мы придумывали название «Ступени» лет 20 назад. И вот ЛитО так разрослось, что продолжает существовать до сих пор, и есть люди, которые ходят туда чуть ли не с самого начала. Они без этого уже не могут: такая привычка к хорошему – в субботу собраться и поговорить о литературе. Руководитель и идейный вдохновитель «Ступеней» сегодня Галина Щекина, староста – Татьяна Сопина (вдова поэта Михаила Сопина), Ната Сучкова, Мария СувороваВалерий Архипов, и туда постоянно приходит новая молодежь. Люди читают и обсуждают друг друга. Девиз ЛитО такой: «Прочти меня, как я тебя». Чем хорош этот процесс, так это тем, что ни перед кем не надо отчитываться. Ближе к лету на заседания приходит человек пять, а осенью бывает по 25 и больше – всё зависит от желания людей.

Многие авторы, известные сегодня, начали свою творческую биографию со «Ступеней» или были с ними иначе связаны: Ната Сучкова, Михаил Жаравин, Михаил Сопин – замечательный вологодский поэт с трагической судьбой. Из более молодых – Антон Чёрный и Маша Суворова, которая ходила еще и в студию «Лист» и потом выросла до члена Союза и члена правления.

То есть главная цель ЛитО – это общение по поводу литературы?

Не только. Главное – это желание профессионального роста. Научиться быть писателем невозможно – это что-то такое там, внутри. Но можно научиться оттачивать это ремесло, ориентируясь на мнение людей, которые смотрят на твой текст со стороны и видят то, чего ты сам не видишь. Ну, и дружеское общение, конечно, возникает, потому что люди, объединенные общей идеей, скорее найдут общий язык.

На каких «китах» держится вся кипучая деятельность СРП?

Немецкие поэты Первой мировой в переводах Антона Черного.«Плюсовая поэзия - 2014». Череповец, Центральная городская библиотека им. Верещагина. Фото группы vk.com/club57480702 (Плюсовая поэзия)В нашем отделении Союза 31 человек. Но это Союз творческий, а творческих людей нельзя «построить»: все сели, все стали, все быстро сдали по стихотворению… Поэтому каждый живет и творит в своем ритме: есть те, кто всегда бурлит и кипит, а есть те, про кого мы просто знаем, что когда-то у этого человека вышли прекрасные стихи. Галина Щекина, например, издает книгу за книгой и руководит «Листом» и «Ступенями», зорко следя за каждым молодым, подающим надежды. Есть люди, которые рождают новые креативные идеи, которых нет нигде, – это Ната Сучкова. Есть те, которые облекают эти идеи в современные формы, – это Маша Суворова, которой принадлежит дизайн проекта «Том писателей». Есть Елена Юшкова, кандидат искусствоведения, преподаватель, автор нескольких книг исследовательского характера. Есть Антон Чёрный, автор идеи фестиваля «Плюсовая поэзия», поэт и публицист с активной жизненной позицией. Есть Маша Маркова, чей талант был по достоинству оценен на высоком уровне – премией президента…

А ваше собственное творчество? Каким вы видите свое писательское будущее?

Михаил Жаравин, Елена Волкова, Галина Щекина. Фото из личного архиваПозвонил мне недавно один очень уважаемый филолог и сказал: «Елена Викторовна, я наконец-то прочитал вашу книгу». «Господи, – говорю, – где же вы ее нашли?!» Но он сказал несколько лестных слов – я такого даже не ожидала. Дело в том, что всё, что мною написано, было написано в молодости, в 90-х, и опубликовано в каком-то полуподпольном самиздате (повесть «Здравствуй, Сомова», сборники прозы «Карусель», «Большие Бабы» – примеч. авт.). А потом я как-то сразу перешла на «административно-литературную работу» – ее ведь тоже кто-то должен делать. Но время от времени люди натыкаются на мою книжку, говорят мне приятные вещи – и мне этого вполне достаточно. Лена Юшкова, например, считает мою героиню женским воплощением вольтеровского Простодушного: она смотрит на советскую действительность как бы со стороны и поэтому замечает множество странностей – и смешных, и грустных. Не знаю, так ли это, когда писала, я об этом не думала, но то, что люди находят в твоем тексте смыслы, о которых ты не подозреваешь, – это интересно… В общем, был такой период в моей жизни, когда писать хотелось, случилось так, что написанное попало в хорошие руки и «пошло в люди». Но я тот редкий член нашего Союза, который больше не стремится быть напечатанным.

Конечно, все люди разные, но нельзя ли попробовать нарисовать обобщенный словесный портрет современного писателя?

Участники «Плюсовой поэзии - 2014» в Музее Башлачёва в Череповце. Фото группы vk.com/club57480702 (Плюсовая поэзия)Мне кажется, писатели – настолько разные люди, что объединяет их только ранимость души и нетребовательность к быту. Вот почему они пишут, зная, что это скорее всего не принесет им дохода? Потому что не могут не писать. Это какое-то особое состояние, и это прекрасно.

Проще говорить о конкретных людях. Я рада, что была знакома с Михаилом Сопиным. Человек прожил труднейшую жизнь: скитался по лагерям совершенно безвинно, потерял сына в армии, талантливейшего мальчика… И он никогда не говорил: жить надо вот так!.. Наоборот, шутил, смеялся, рифмовал всё подряд. Рассуждал без всякой претензии на назидательность. То же самое – Юрий Леднев. Эти люди, старшее поколение, имели какую-то врожденную деликатность, которая Экскурсия по Вологде от Елены Волковой для участников «Плюсовой поэзии». Фото из личного архивапозволяла им говорить правду без опасения стать врагами тех, кому они ее говорят. Может, и мы, когда отрастим бороды, станем своего рода гуру?.. Хотя вряд ли – общество изменилось. Раньше человек, имеющий вопрос, шел к Льву Толстому или открывал его книги, а теперь этот вопрос просто набирается в поисковике…

Однажды я беседовала в радиоэфире с пианистом Даниилом Крамером. Так вот он сказал, что гениальных музыкантов по определению не может быть много, это штучный товар. Дальше идут музыканты талантливые – их уже больше. Потом – люди со способностями, потом – те, кто любит музыку. А дальше – масса, которой просто нравится слышать мелодию. Но вот эти гениальные, наверху стоящие, не могли бы появиться и существовать без всех нижних слоев этой пирамиды. Иначе кто бы их научил и для кого бы они играли?

Так и в литературе. Нужны не только писатели – нужны талантливые читатели, нужны люди, умеющие анализировать литературный текст, и те, кто может собрать этих людей вместе.