Писатель Дмитрий Ермаков рассказал вологжанам историю повести «Чемпион» и ответил на вопросы, касающиеся его творчества. «Спортивная» встреча с читателями была организована сообществом «Хранители Вологды» и Центром по работе с населением.

Читатели сразу признались, что они могут сдавать экзамен по произведением Дмитрия Ермакова. Писателя они назвали живым классиком, но тот только отмахнулся: «Никакой я не уникальный, да и встретить меня достаточно легко. Я видел подготовку к этой беседе в интернете, и для меня, как и для любого автора, очень приятно, что его книги читают и обсуждают».

Малая родина писателя – Ковырино, учился он в вологодской 24 школе и любил заниматься спортом – дзюдо и самбо. Потом стал тренером. К 35 годам – в этом возрасте он ушел с тренерской работы – Ермаков подготовил целую плеяду победителей областных, всероссийских и международных соревнований, несколько мастеров спорта. Одновременно писал стихи и прозу. «Первые стихи появились лет в 14, как это обычно и бывает. А вот прозу осознанно начал писать после армии», – вспоминает автор. У Дмитрия Ермакова вышло 4 книги: сборники «Дела земные» и «Поездка в Сиблу», повесть «Русский берег», роман «Тень филина».

«Сборник «Дела земные» издан в 2014-м году, именно туда вошла повесть «Чемпион». Затем появилась «Поездка в Сиблу», названа она так по последнему рассказу в книге. Сибла – это деревенька, в которой жил Виктор Астафьев. Однажды я побывал там, и она запала мне в душу – я написал очерк», – рассказал Дмитрий Ермаков. Повесть «Русский берег» вышла благодаря победе писателя в международном литературном конкурсе «Благословение». Автор отметил, что собрал в книге все штампы современной приключенческой литературы: «В детстве я, как и многие ребята, любил читать про морские приключения. И уже став писателем, однажды спросил сам себя, а смогу ли я создать нечто подобное. И написал повесть для таких мальчишек, каким я был в 12 лет, я использовал там все приключенческие клише: кораблекрушение, необитаемый остров, индейцы... Книжка нравится детям, по ней проводят занятия».

Роман «Тень филина» Ермаков начал писать в 2009-м году, в 2011-м он был завершен. «Помню, что мечтал написать роман еще в детстве, но сочинять начал, конечно, с коротких рассказов. Однако мысль создать роман не оставляла меня. Я работал в газете «Маяк», и случайно мне попал в руки дневник, который вели несколько поколений крестьянской семьи, потом мне принесли письма с Первой мировой. Затем я нашел письма с Великой Отечественной. И постепенно материал собирался. Сначала текст был опубликован в альманахе «Наше время», потом в «Роман-газете» и в «Нашем современнике» в 2014-м году. Такое, конечно, я когда-то не мог и представить». Роман «Тень филина» охватывает жизнь деревни Ивановки и села Воздвиженья на протяжении нескольких веков, но связь в этих повествованиях не линейна – от таинственных провалов в смутные языческие видения до современных фермерских будней. Название романа Ермаков специально придумал «позагадочней, позаковыристей».

Отвечая на вопросы по поводу «Чемпиона», автор удивил аудиторию, признавшись, что повестью не доволен, а ее продолжения (у произведения открытый финал) пока не видит. Интересно и то, почему Ермаков, занимавшийся самбо и дзюдо, писать стал о боксере: «Меня часто спрашивают, есть ли продолжение у «Чемпиона». Его нет и, наверное, не будет. Эта повесть – дань моей тренерской работе. Почему я написал ее о боксере? Во-первых, чтобы отстраниться – о самбо и дзюдо я знаю все досконально, а на бокс я смотрел со стороны. Много лет мы работали вместе: в одном зале бойцы, в другом – боксеры. Мне захотелось, чтобы действие происходило в зале бокса. Начал я эту повесть, и долго она у меня не писалась. На первых страницах застыла и несколько лет лежала. Но потом я вернулся к тексту и довольно быстро написал рассказ. Он назывался «Полгода» и был опубликован в журнале «Лад», я отправил его в «Наш современник», и его сразу же взяли, но поменяли название на «Чемпион». Конечно, оно более понятное. Но даже после публикации в «Нашем современнике» текст мне не нравился, и я решил его переписать. Получилась повесть, но и ею до конца я не удовлетворен. Вот почему: я страшно не люблю никаких нравоучений, правильных назидательных речей и так далее. А в этой повести я сам чувствую нравоучительный характер. Возможно, она поэтому и включена в программу внеклассного чтения. Если коротко, она о том, как парень из плохой семьи стал заниматься спортом, и его жизнь изменилась в лучшую сторону. Но в жизни чаще всего так не бывает».

Образ главного героя Кольки – собирательный, писатель признался, что за годы тренерства встречал разных мальчишек. Чью-то судьбу он знает, чью-то – нет. Писателю хотелось поставить героя в сложную ситуацию, однако показать, что надежда все равно есть. «Чемпион» – это немножко сказка, считает писатель: Кольке попался и настоящий грамотный тренер, и участливый священник, который помог парню в нужный момент. Такие хорошие люди не всегда встречаются на пути подростка.

«Учитель, тренер – это такой человек, которому хотелось бы подражать, – говорит Ермаков. – Но такие люди в жизни «случаются» нечасто. Я учился в 1970-80 годы, но какого- то особенного учителя не было в моей жизни. Из школы, например, я запомнил только библиотекаря – Антонину Дмитриевну Чухину, прекрасную скромную женщину. Я перечитал всю школьную библиотеку, и ни разу она мне не намекнула, что она жена замечательного вологодского поэта Сергея Чухина. Я узнал об этом случайно. Она запомнилась мне, хотя ничего особенного и не делала: оставляла книги, интересовалась моим мнением. У Кольки тоже не было значимых учителей. Это нормальная ситуация». Своего главного человека из серии «Жизнь замечательных людей» Ермаков встретил не в школе, а в спортивной секции. Тренер Октавиан Никитин стал и учителем, и другом писателя.

Читательницы шутливо укорили автора, что у него мало женских образов в произведениях. В «Чемпионе» – мать и Светка. Ермаков пообещал поработать над этим вопросом, но добавил, что образ Светки был значительно расширен, пока он переписывал рассказ: «В первом варианте она упоминалась мельком. Но ее образ важен, первая любовь должна состояться в 14 лет».

«Хранители Вологды» и их друзья, конечно, не могли не спросить писателя про всплеск общественного интереса к краеведению, а также о том, как привить детям интерес к изучению малой родины. Дмитрий Ермаков назвал краеведение «родинолюбием» и отметил, что только на своем примере можно вдохновить ребенка. Писатель также рассказал о недавнем посещении усадьбы Батюшковых в Даниловском: «Я очень счастлив, что побывал там. Батюшков – мой талисман. Его образ есть у меня в одной из повестей, он «проходит» нитью и в «Тени филина». Я всегда стараюсь упомянуть его. Считаю, что «наше всё» для Вологды – это Батюшков, к тому же это большой русский поэт».

В заключение встречи Дмитрий Ермаков рассказал, что завершил работу над новой краеведческой книгой «По старой кирилловской дороге». В издании собраны очерки, публицистика автора.

Теги: Дмитрий Ермаков
Юлия Шутова

Новости по теме