В Вологодском областном колледже искусств 19 марта выступил уникальный джазовый коллектив «Фонограф-Джаз-Бэнд» (Москва) под управлением заслуженного артиста России Сергея Жилина.
Артисты представили вологжанам программу «Let It BEatles!», в которой раскрыли творчество The Beatles во всем многообразии музыкальных стилей и направлений. Хиты легендарной группы XX века соединились в многогранное и многожанровое музыкальное полотно, которое предстало перед зрителями единым спектаклем. Концерт удивил публику новым прочтением любимых композиций и позволил совершить невероятное по энергетике и насыщенности путешествие в мир бессмертной музыки The Beatles.
С руководителем джаз-бэнда Сергеем Жилиным побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.
Сергей Сергеевич, скажите, пожалуйста, как у вас родилась идея сделать программу, посвящённую «Beatles»?
У нас есть программы «Чайковский In Jazz», «Посвящение Оскару Питерсону», программа, посвящённая группе Earth, Wind & Fire, «Во имя Любви» и другие. Все они – как мои дети, очень дороги мне. Beatles – это целая эпоха мировой музыкальной культуры. Многие музыканты, работающие в разных стилях и направлениях, часто обращаются к музыке легендарной ливерпульской четверки и интерпретируют её. В нашей программе представлено целое многообразие стилей. Это некий музыкальный спектакль с постановочными элементами. На мой взгляд, нам удалось соблюсти баланс между вокальной и инструментальной частью. Несмотря на то, что Beatles существовали относительно недолго, они успели сделать очень много. Маккартни говорил: «Мы за неделю стали такими популярными, что я еще долго не мог с этим свыкнуться». При неожиданно возросшей популярности они продолжали писать невероятную музыку в этом статусе.
Сколько лет этой программе?
Программа практически новая. Ее первый вариант, который кардинально отличается от сегодняшнего, был представлен год назад в Доме музыки на одном из наших традиционных концертов «Jazz Valentine». Затем по просьбе зрителей программа была представлена в обновлённом варианте.
Есть ли, на ваш взгляд, разница в восприятии ваших программ публикой за рубежом и в России?
Все программы – это отдельные произведения: в них есть увертюра, развитие, кульминация, спад, вторая кульминация и кода. Это построение, в том числе, определяет реакцию публики в любой стране. Что касается «Фонографа» и меня лично, то где бы мы ни выступали, всегда стараемся оказаться на одной волне со зрителями.
Наша концертная программа отличается, к примеру, от программ в джазовом клубе, где можно многое из того, что нельзя делать на большой сцене. Нам нужно создавать действие таким образом, чтобы даже не разбирающийся в материале человек не испытывал неудобств по этому поводу. Поэтому мы намеренно включаем в программу композиции разного уровня сложности. В этом и есть просветительская миссия искусства.
Джаз основан на импровизации. Отличается ли искусство импровизации в музыке от импровизации оратора, например?
Язык джаза построен на тех же принципах, что и язык общения. Так, люди могут общаться, потому что знают алфавит и слова, то есть существуют определенные правила, но важную роль играет и построение предложений, то, какие именно слова мы выберем. При этом мы расширяем кругозор, общаясь с интересными людьми, читая книги. Так и в музыке, есть ноты и основы гармонии. Но с импровизацией не рождаются: для импровизации необходим базис, который нужно расширять и повышать. Иначе это будет самодеятельностью.
Сергей Сергеевич, как вы бы соотнесли трудолюбие и талант в достижении успеха?
Трудолюбие – 90% , талант –10%. Талант – это предрасположенность, но если его не развивать, то результата не будет. При этом не нужно останавливаться: если есть одно достижение, нужно идти к другому.
Какую задачу вы ставите для себя сегодня?
Для меня сегодня важно повышать свой профессиональный уровень, готовить новые произведения и концертные программы.
Теги: колледж искусств, филармония