В Юго-Западной башне Вологодского кремля с 20 апреля начнет работу выставка военного корреспондента Петра Сотникова «С лейкой и блокнотом». Она посвящена 100-летию газеты «Красный Север», в которой в послевоенное время работал фотокором Петр Александрович, и предстоящему Дню Победы.

Экспозиция – совместный проект редакции газеты «Красный Север», Государственного архива Вологодской области и Вологодского музея-заповедника.

Имя Петра Александровича Сотникова хорошо известно старшему поколению вологжан. Его фотографии с 1949 по 1960-е годы украшали передовицы «Красного Севера», печатались в книгах, посвященных краеведческой тематике.

Однако другая сторона биографии нашего коллеги – офицера Сотникова была известна немногим. А между тем Петр Александрович ушел на фронт в первый день войны, а в майские дни 1945 года расписался на стенах поверженного рейхстага. Четыре долгих года он нес службу в редакции газеты «Защитник Отечества» 43-й Армии и в газете «Боевой призыв» 61-й Армии. Одновременно капитан Сотников был внештатным корреспондентом фотохроники ТАСС. Со своим фотоаппаратам дважды выходил из окружения в 1941-м на подступах к Москве, ходил в атаки в Белоруссии, снимал последние дни войны на улицах германской столицы, встречал американцев на Эльбе, присутствовал на первых парадах у Бранденбургских ворот поверженного Берлина, освещал визит в Германию маршала Буденного.

Петр Сотников родился 20 июня 1900 года в Ярославской губернии в семье продавца-мануфактуриста фирмы «Свешников и сын». После окончания сельской трехлетней школы был отправлен в Вологду, где работал у купцов Свешниковых продавцом в тканей. В 1919 году был призван в Красную Армию. Участвовал в боях с Юденичем. Вернувшись в Вологду, продолжал трудиться в кооперативах и потребительских обществах. В 1930-е годы увлекся фотографией, причем так, что фотодело стало его основной профессией. В 1936 году вологжанин был взят на работу в газету ВПВРЗ «Тяговик», а затем вошел в штат газеты «Северный путь» СЖД.

В ночь с 22 на 23 июня 1941 года воинский эшелон отвез Сотникова в действующую армию. Ему было труднее, чем другим пишущим журналистам. Он не брал интервью в теплых блиндажах и землянках, не отсиживался по тылам и госпиталям. Вместе с солдатами фотокор ради снимка в газете первым входил в освобожденные города; форсировал Днепр, Припять и Одер; снимал на свой «ФЭД» и «Лейку» рукопашные и штыковые атаки; не прятал от немецких снайперов свою бликующую оптику. Снимок – остановившееся мгновение. Но именно из таких мгновений сложилось то, что мы называем Победой. Многие кадры сотниковской фотолетописи войны вошли в фонд фотохроники ТАСС, стали частицей истории страны.

Выпускал из рук фотоаппарат Сотников только тогда, когда приходилось браться за оружие. А таких случаев было предостаточно. Первый бой техник-интендант второго ранга Сотников встретил на дальних подступах к Москве, когда его поставили командовать группой прорыва из вражеского окружения. Вологжанин был младше по званию многих, однако он – единственный из окруженцев, кто не сорвал с себя знаков отличия, не сжег воинский билет. Пятьдесят человек были обязаны ему жизнью.

Последний бой для кавалера орденов Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу» капитана Петра Сотникова был на улицах Берлина.

Из наградного листа капитана П.А. Сотникова: «..С первого дня создания газеты 61-й Армии тов. Сотников работает ее фотокорреспондентом. Он постоянно находится на передовых позициях… Фотографирует отдельные эпизоды непосредственно в бою. Его боевые фотографии пользуются среди бойцов и командиров большим успехом. Достоин награждения медалью За отвагу».

Выставка фотолетописца войны Петра Сотникова будет работать в Вологодском кремле до середины мая.

Теги: петр сотников, Великая Отечественная война, красный север
Евгений Стариков

Новости по теме