12+

«Училка XXI века» возвращается в вологодский ТЮЗ

В Вологодском театре для детей и молодежи новый, 42-й сезон начнется 20 октября музыкальным спектаклем «Старые песни о нас». Режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая вместе с хореографом Натальей Петровой-Рудой и музыкальным руководителем Ларисой Васильевой создали на сцене яркий коллаж на основе шлягеров советской эстрады. Комедийный сюжет, на который «нанизаны» популярные мелодии, – история на тему «к нам едет ревизор», чреватая множеством комических поворотов.

Порадовав взрослую публику новым звучанием любимых мелодий, театр предложит премьеру и юной публике. 25 октября на сцену вернется «Училка XXI века». Почему вернется? Потому, что режиссер Борис Гранатов ставит спектакль по пьесе Виктора Ольшанского уже во второй раз – впервые он был поставлен на сцене вологодского ТЮЗа в 1987 году. Фантастическая ситуация, когда школы закрыты, учителя уволены, а детей обучают роботы, тогда воспринималась как своего рода антиутопия, из которой надо извлечь уроки на будущее. «Нынешней весной я перечитал пьесу Ольшанского и подумал: до чего же современно! – рассказывает Борис Гранатов. – Когда мы в 80-х работали над постановкой, то казалось, что XXI век – это страшно далеко. Но прошло три десятилетия – и вот мы уже живем в этом «мире будущего». Школы остались на месте, но есть стремление автоматизировать процесс образования. А ведь именно о том, однозначно ли это хорошо, и размышляет Виктор Ольшанский. Стоит почитать новости о конфликтах в школах, о нападениях подростков на одноклассников – и станет понятно, что тема воспитания личности сегодня особенно актуальна».

В спектакле 1987 года отца главного героя играл Александр Межов, а училку-робота – Августа Кленчина. Сегодня распределение ролей, конечно, будет другим – например, отца в разных составах играют Игорь Рудинский и Александр Лобанцев, но перед актерами, играющими 14-летнего Марка (это Александр Андрюшин и Василий Лимонов), по-прежнему стоит непростая задача – сыграть подростка перед подростковой публикой. Спектакль, посвященный серьезной проблематике, адресован юным зрителям – детям старше 10 лет. Театр делает смелый ход: аудитории, не выпускающей из рук смартфоны, предлагается поразмышлять, может ли самая совершенная машина заменить общение с живым человеком. Должна задеть за живое и лирическая тема спектакля – история Ромео и Джульетты на новый лад.

Конечно, 30 с лишним лет назад будущее виделось по-другому: тогда легче было представить будничными путешествия на Луну, чем возможности интернета и современных гаджетов. Для того чтобы спектакль звучал современно, текст пьесы местами переработан – режиссер согласует все изменения с автором.

Светлана Гришина