12+

«Стальные наброски» вологодских кузнецов Артема Маршака и Елизаветы Поликашиной можно увидеть в «Резном палисаде»

У кузнецов есть поговорка: «Ковка – основа цивилизации». Издревле во всем мире кузнецы были главными созидателями. Без их помощи было не обойтись: пахарю нужен был плуг и подкованная лошадь, дровосеку – каленый топор. С развитием науки и техники ковка стала отходить на задний план: фабричные гвозди сейчас легко покупаются в магазине. Но потребность в красоте осталась по-прежнему. В том числе и в красоте металла. Полюбоваться на эту красоту можно на открывшейся накануне в центре народных промыслов и ремесел «Резной палисад» выставке «Стальные наброски». Свои работы здесь представляют молодые художники по металлу (в народе по-прежнему именуемые «кузнецами») Артем Маршак и Елизавета Поликашина.

Выпускник Киевского института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука, Артем Маршак уже в 19 лет открыл собственную мастерскую. В юности увлекался исторической реконструкцией, мастерил для своей команды шлемы, мечи, щиты, но делал все из жестянок и железа, о ковке тогда даже не думал. По его словам, идея стать кузнецом (точнее, художником по металлу) пришла ему в голову после настоятельных советов школьной учительницы по рисованию. В Вологду кузнец переехал около семи лет назад и сразу включился в активную жизнь города. Вологжане знают Артема по таким арт-объектам, как «Птица-говорун» напротив первого корпуса ВоГУ или поставленной около областной библиотеки скамейки со спинкой в виде пера к 100-летию областной газеты «Красный Север». Работы Маршака находятся в музеях Санкт-Петербурга, Киева, Нижнего Новгорода, Вологды, Ростова Великого, Устюжны.

Артем Маршак – постоянный участник многочисленных ремесленных конкурсов и фестивалей; неоднократно становился призером международного фестиваля «Голос ремесел». На первом же фестивале в 2014 году кузнец получил Гран-при за скамейку с бобром и первое место за изготовленную им эксклюзивную дверную ручку. Скамейку после фестиваля увезли в другой регион – зубастый зверь стал украшением стоматологической клиники.

Артему интересны большие формы; в душе он считает себя монументалистом и мечтает сделать скульптуру «побольше памятника Петру I Церетели в Москве». Пока же он активно практикуется в средних и малых формах, создавая удивительные фигуры, рожденные фантазией художника. В куске металла он видит как конкретные предметы – и тогда появляются вполне «утилитарные» и при этом очень красивые и стильные вещи (дверные ручки, подсвечники, скамейки и т.д.) – так и различные фантазийные, ни на что не похожие образы. Как вам, к примеру, «Ловец снов переосмысленный»? Или «Воробьев и лещи»?..

«Из металла можно сделать буквально все, – заметил на открытии выставки коллега по цеху, вице-президент творческого объединения кузнецов Вологды и Вологодской области, мастер народных художественных промыслов Вологодской области Сергей Веркеенко. – А каждый кузнец уже воплощает в своих изделиях личные переживания, образы, мечты, претворяет свой жизненный и художественный опыт. Это одно из ремесел, которое способно украсить любую городскую среду, ведь изделия из металла при должной обработке могут безболезненно стоять на улице в любую погоду и радовать глаз. Металлом можно украшать и интерьеры, он хорошо соединяется со стеклом, деревом, с чем угодно».

О юной художнице по металлу Елизавете Поликашиной известно пока не так много: родилась в 1995 году, родом из Подмосковья. В 2015 году закончила Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова. Активная участница кузнечных выставок, конкурсов, фестивалей и ярмарок. Удивительно, как такая хрупкая молодая девушка занялась этим, мягко скажем, не женским ремеслом. На открытии выставки Елизавета рассказала, что кузнечную профессию выбрала «по запаху»: «Когда я училась в художественной школе, нас водили по различным мастерским, и мне больше всего понравился запах металла. И я пошла туда заниматься. Сама нашла себе мастера: он подрабатывал у нас в музее, я оставила ему свой номер и сказала, что хочу у него учиться – он мне перезвонил и согласился учить меня».

Рассматривая изделия, изготовленные мастерами, можно почувствовать их настроение, узнать об их внутреннем мире, переживаниях, фантазиях. Совершено удивительные «человек-коза» или «человек-медведь» в исполнении Елизаветы рождают глубокие философские мысли, а совместная с Артемом работа «Нежность» поражает своим лиризмом, передать который, оказывается, под силу металлу.

«Вологде повезло, что здесь живут и творят такие молодые, но такие талантливые мастера, – заметила заслуженный работник культуры РФ Ангелина Глебова, много лет возглавлявшая художественный отдел Вологодского музея-заповедника. – Они имеют дело с особым материалом, многим неподвластным. Металл очень капризный, он не всегда дается в руки и не всегда из него можно сделать то, что хочет мастер. Металл может быть совершенно разным – монументальным, стабильным, фактурным, шероховатым, грубым, а может быть стремительным, тонким, летящим, почти невесомым, буквально прозрачным – и все эти ипостаси мы можем видеть на этой выставке».

Выставка «Стальные наброски» работает до 23 апреля по адресу г. Вологда, ул. Засодимского, 5.

Елена Легчанова