12+

Полюбоваться истинной красотой народного искусства приглашает выставка «Нюксенские ткачихи»

На прошлой неделе в Центре народной культуры открылась очередная выставка в рамках проекта «Вологодчина мастеровая». На сей раз свое творчество вологжанам представили мастерицы Нюксенского района.

Нюксенскую землю не случайно называют сокровищницей народных традиций – здесь очень трепетно относятся к сохранению и восстановлению народной культуры. В этом направлении плодотворно работают районный этнокультурный центр «Пожарище» и Нюксенский ЦТНК. Именно сюда едут, чтобы прикоснуться к наследию предков и приобщиться к разным видам национального искусства.

На выставке в Вологде представлены традиционные народные костюмы, полностью выполненные из домотканого полотна и созданные по этнографическим образцам: праздничные рукава, нательные исподки, сарафаны, праздничные передники, будничный сарафан-шерстяник, нарукавники. Также демонстрируется многообразие тканей в клетку, называемых в народе пестрядью, обрядовые полотенца с бранными орнаментами, узорные пояса, текстильные куклы в народных костюмах, салфетки, скатерти и сумочки.

Ткацкую премудрость нюксенские мастерицы переняли от своих бабушек, и до сих пор они ткут на деревянных станках-кроснах, изготовленных в конце XIX – начале XX веков. Еще недавно домашнее ткачество и вышивка в русской деревне были обязательным женским занятием, поэтому вся одежда была домотканой. Делалась она изо льна, коровьей и овечьей шерсти. Будущая невеста должна была сама напрясть и наткать свое приданое, девушки заготавливали рубахи, скатерти, узорные пояса, десятки полотенец. Полотенца вообще играли особую роль – не утилитарную, как сегодня, а обрядовую. Полотенце олицетворяло добрые силы, светлые начала, а в похоронных обрядах символизировало дорогу в загробный мир. Они передавались от матери к дочери из поколения в поколение.

Ткани могли покупаться только для пошива праздничных нарядов, например, для сарафанов невестам. В зависимости от достатка приобретали ситец, сатин, атлас, лопотину, сукно. Лопотина – ткань азиатского происхождения, чаще в полосу с цветочным рисунком, шелковая. Ценились однотонные сатины с потайным рисунком, из которых можно было изготовить праздничные рукава. Такие рукава надевались поверх нательной льняной исподки; рукава очень береглись и стирались крайне редко. Одежда шилась вручную на специальных приспособлениях – швейках или копылках. Причем мастерица шила всегда «к себе», тем самым прибавляя достаток, здоровье, благополучие для дома и семьи. Очень ценилась аккуратность и прочность швов.

Настраивали девочек на рукоделие поучительными сказками. Одну из них – про ленивую Акульку и ее «рукодильную» сестру – гостям выставки поведала Ольга Коншина, сотрудница ЦНТК «Пожарище». В этой истории жених высватал за себя младшую, работную девушку, а неумеха Акулька так и осталась доживать свой век в девках. И ведь сказки создавались не на пустом месте – в подтверждение этому Ольга Николаевна рассказала вполне реальную историю одной нюксянки, будущий муж которой выбрал ее по рукодельному таланту: жених приехал в чужую деревню и высматривал, как какая девушка рукодельничает. И потом даже рассказал невесте, какой именно узор она вышивала. «Наша-то невеста не по бору ходила, не шишки брала, не подолы драла, а все в тереме сидела, пряла, да ткала, да дары для вас припасала. Пряла да старалася, ради вас убивалася», – так «презентовали» невесту-рукодельницу жениховой родне.

Подробно изучать традиционный костюм в Нюксенице начали в 2000 году, и вот уже на протяжении 18 лет местные мастерицы своими руками создают истинные шедевры народного искусства. Сегодня в Нюксенском районе пять человек, имеющих звание мастера народных художественных промыслов, занимаются именно ткачеством. Это Галина Лукьянова, Галина Клыженко, Галина Закарян, Татьяна Протасова и Елена Короткая. Но много и начинающих мастериц, некоторые из них впервые пришли в пожарищенский ЦТНК еще совсем девочками, а сейчас уже сами шьют костюмы. Сшитые ими наряды не просто музейные экспонаты – их носят участники многих фольклорных коллективов, в том числе столичных. Не угасает и научный интерес к традиционному костюму и народному быту: Пожарище постоянно принимает у себя в гостях этнографические экспедиции.

На открытии выставки сотрудницы ЦТНК рассказали об особенностях костюма Уфтюги (такое название – по имени реки Уфтюги, левого притока Северной Двины – носит эта местность). Так, более ранние женские рубахи были с прямыми полами и на борах (складках), уже позднее появился крой на блюзе (т.е. на кокетке), такие рубахи чаще украшались не ткачеством, а цветной вышивкой по периметру блюзы и на рукавах. У праздничных рубах богато орнаментированы оплечья, ворот, манжеты или подолы. Такие «красностанки» носили по праздникам, нередко подоткнув подол сарафана за пояс, тем самым открывая и выставляя напоказ затканную браным узором рубаху.

Пестрядь на сарафаны была, как правило, в более крупную клетку, на рубашке – более мелкой. Мужские рубашки украшались минимально – узкими бейками или полосками браного ткачества. Элементами браного ткачества украшались и рабочие нагрудные фартуки, ведь человек мыслил выход на работу как праздник.

Важное место уделялось орнаментам. «Орнамент – это не просто украшение, это древние письмена, каждый знак которых можно было расшифровать. Мастерицы, вышивая, закладывали определенный посыл – на плодородие, чадородие, оберег», – рассказала сотрудник Центра народной культуры и куратор выставки Ольга Оленева. Сейчас, когда народные традиции постепенно угасают, исчезают и веками передаваемые из поколения в поколения смыслы и значения орнаментов. «Мама, почему узоры ткут с крючками, да со всякими выкрючками и в середине там что-то такое? А это, девушка, семейное счастьё, вот всё тут показано, вся семья на виду. Черточки – дак вода бежит, вот тку дак. Которое тут сончё, которое – земля», – привели в пример реальный диалог двух нюксянок. О костюме уфтюгской традиции собран большой материал. В 2006 году был выпущен сборник «Традиционный орнамент Уфтюги. Ткачество и вышивка», и в ближайшем будущем он будет переиздан.

Поддержка деятельности по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры – часть государственной политики области. В 2004 году в регионе был принят закон «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области». Сейчас в закон вносятся изменения. Как рассказала директор областного Центра народной культуры Лариса Мартьянова, проект закона будет представлен в августе этого года в Кичменгском Городке в рамках фестиваля «Деревня – душа России».

Влада Кустова