12+

Ушедшую эпоху, застывшую в детских работах, показывает музей «Мир забытых вещей»

В музее «Мир забытых вещей» открылась выставка «Страницы старого альбома», где показаны рисунки вологодских школьников начала XX века. 25 работ принадлежат ученикам 5-7 классов школы №3, творивших под руководством известного вологодского художника Владимира Перова в 1923 – 1927 годах. Это натюрморты, книжные иллюстрации, портреты, архитектурные виды, графика.

Владимир Перов (1893 – 1948) родился в Грязовце в семье чиновника. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, после 1913 года – в частной мастерской Дмитрия Кардовского. В 1920-х годах занимался в Вологодском музыкальном техникуме по классу сольного пения (баритон) у Дарьи Мусиной-Пушкиной, которая считала, что у него врожденная итальянская манера пения и готовила его для работы в оперном театре. Но из-за боязни сцены музыку Владимир Степанович решил оставить и вернулся к художеству. Много рисовал сам и преподавал в нескольких вологодских школах. К слову, обучать изобразительному искусству тогда могли только люди с академическим образованием, получившие также аттестацию по педагогике. Школа выделяла на рисунок 2-4 часа в неделю. Владимир Степанович любил заниматься с детьми, хотя его ученики не всегда могли похвастать большим талантом.

«Ученики общеобразовательной школы – это не дети рафинированной интеллигенции, она тогда была абсолютно не в почете. Это дети рабочих и крестьян, которые переехали в город», – комментирует Татьяна Касьяненко, заведующая музеем «Мир забытых вещей». Талантливым ребятам Владимир Перов уделял особое внимание. Его дочь утверждала, что именно он открыл талант Бронислава Шабаева. Альбом своих учеников Владимир Степанович составлял дома.

Жизнь художника завершилась трагически: в 1947 году Обком партии завел на него дело, его обвиняли в том, что «он рисует не то». Почти два года ему пришлось оправдываться, и в итоге сердце не выдержало: художник скончался накануне Первомая 48-го. Его работы и детский альбом были переданы в фонд Вологодского музея. Именно там с ним познакомилась куратор выставки Елена Дзюба: «Дружба и сотрудничество с Надеждой Кутекиной (старший научный сотрудник музея-заповедника, хранитель коллекции тканей) привела меня в музей, у нас были совместные проекты, и однажды она рассказала об этом детском альбоме. Искусствовед Мира Даен назвала его уникальным, а Юлия Веретнова, которая на тот момент была хранителем фондов изо, отметила, что в этих рисунках – ушедшая эпоха, застывшая в детских работах. Альбом потряс, он содержит 511 рисунков, которые идеально сохранились. Многие работы показывают нам уже навсегда утраченную Вологду».

Рисунки действительно возвращают в прошлое и созвучны экспозиционному пространству. «Здесь керосиновые лампы, самовар, старинные кабинетные принадлежности, интерьеры начала XX века. Я думаю, многие, глядя на эти работы, вспомнят советские домашние комоды с кружевными салфетками, венские стулья. Есть здесь и фикус, многие считают его символом мещанства, но тогда это был символ уюта, важный элемент нехитрого жилья начала XX века. Есть рисунок обычного фантика, который многие принимают за изображение изразца. Эти милые бытовые подробности и изображенные предметы – как раз те самые почти забытые вещи, которым посвящен наш музей», – считает Татьяна Касьяненко.

Дети обращались к совершенно разным темам. Разумеется, они читали классику и рисовали иллюстрации к ней. На выставки представлены три рисунка по книгам: «Муму» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «На дне» Горького. Последняя напоминает эскиз театральной декорации. Городскую атмосферу того времени передает пейзаж, изображающий Вологодский вагоноремонтный завод. На другом рисунке представлена церковь Воскресения Христова на Ленивой площадке, которую еще успели застать юные художники: она просуществовала до 1930-х годов, и теперь на ее месте стоит памятник 800-летию Вологды.

Работы детей не подписаны, правда, на некоторых есть карандашные отметки, благодаря которым удалось составить список из 50 фамилий. «Это очень важный для нас вопрос – что же стало с авторами рисунков? Это дети, рожденные в 1912-1915 годах, – поколение, на чьи плечи легла война», – говорит Елена Дзюба. Вместе с Татьяной Касьяненко они надеются, что найдутся внуки и правнуки хотя бы нескольких авторов рисунков, которые смогут рассказать о своих предках и их учебе у Владимира Перова.

Выставку «Страницы старого альбома» организаторы называют анонсом. В планах – продолжить экспозицию в следующем году – добавить работы детей, а в малом зале музея показать картины Владимира Перова и почтить память замечательного художника и педагога.

Выставка «Страницы старого альбома» работает до 19 августа (ул. Ленинградская, 6).

Юлия Шутова