12+

Ушел из жизни реставратор памятников Кирилло-Белозерского музея Александр Яблоков

Ушел из жизни реставратор станковой темперной живописи Александр Яблоков (1949 г.р., Москва). С 1974 года он работал во ВНИИР (сейчас Государственный научно-исследовательский институт реставрации). Реставрировал произведения средневековой живописи, выполненные в различных техниках западноевропейской и древнерусской живописи, полихромной скульптуры, золоченой резьбы.

Руководил группой реставраторов института при восстановлении иконостаса ц. Спас за Золотой решеткой (иконы, золотая резьба, чеканный серебряный оклад). Также среди основных работ – реставрация иконы «Успение Богородицы» XVI – XVIII вв. из притвора Успенского собора и икон иконостаса церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря; раки преподобного Мартиниана в Ферапонтове; реставрация икон и иконостаса конца XVIII в. ц. Спаса-Преображения и Успенского собора в Белозерске; иконостаса ц. Преображения Кижского погоста; реставрация икон и иконостаса рубежа XVII – XVIII вв. Верхоспасского собора Московского Кремля; реставрация алтаря ц. Св. Духа Бернта Нотке и алтаря со скульптурами ц. Нигулисте Хермена Роде и Иоаханна Стенрата 1481 г. в Таллине.

Своему мастерству он обучал стажеров. Был настолько хорошим специалистом, что разработал и внедрил новую форму графической документации, фиксирующей состояние сохранности авторской живописи и качество выполнения реставрационных работ.

Научно-информационный сборник «Авторские свидетельства: «Способ укрепления деструктированного и отстающего от основы грунта на художественных произведениях», написанный А. Яблоковым, а также «Внедрение нового вида укрепляющего материала для золоченой резьбы» (совместно с Н. Брегманом) стали настоящими помощниками в деле реставрации для тех, кто пытается сохранить культурное наследие страны.

Александра Яблокова называли человеком слова и дела. В книге «От Святой Руси к Уралу и Крыму. География искусства» Г. И. Вздорнова про А. П. Яблокова пишут, что он работал сутки напролет, чтобы «успеть к нужному сроку и забраться подальше от Москвы». Постоянными местами пребывания Александра Павловича в 80-х годах были Кириллов, Ферапонтово и Кострома, именно в то время он занимался реставрацией памятников Кирилло-Белозерского музея-заповедника, которые до сих пор приковывают к себе внимание многотысячных посетителей историко-архитектурного комплекса.

Он общался со всеми на равных, не обращая внимания на статусы и ранги. С каждым находил общий язык и чувствовал себя спокойно в любой обстановке, независимо от того, идет ли он в рваных штанах и кроссовках на босу ногу по деревеньке Родино Кирилловского района, в которой построил дом, или прогуливается в белой бабочке и пиджаке по столичной выставке. Везде он был своим. Везде он был нашим.

В памяти сотрудников Кирилло-Белозерского музея-заповедника «нашим» он останется навсегда. Потому как «кирилловским» он стал давно, а это звание не исчезает по прошествии времени.

Руководство и сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника выражают соболезнования родным и близким Александра Павловича.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник