12+

Что такое коллективное кино? Мастер-класс режиссера Андрея Сильвестрова прошел в галерее «Красный мост»

О том, что такое коллективное кино, рассказал режиссер и продюсер Андрей Сильвестров во время Дней VOICES. Он поделился опытом работы в киноиндустрии и показал фильм «Россия как сон».

Андрей Сильвестров окончил факультет истории искусств Российского государственного гуманитарного университета и Мастерскую индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. В 1991 году, на практике во время учебы в РГГУ, впервые побывал в Вологде. А в 2012-м вернулся сюда в качестве участника фестиваля VOICES с фильмом «За Маркса».

Режиссер показал зрителям трейлер последней работы «Мастерской коллективного кино» – «Сны на районе», премьера которой состоится весной. Фильм рассказывает о жизни района Щукино (Москва). «Наша задача – найти те особенности, которые отличают Щукино от той Москвы, которую все знают. Мы искали вдохновение в новостных сводках, в политической ситуации в стране – везде, где „надреальный“ мир прорывается в реальность. Мы пытались ответить на вопрос „что находится между реальностью и сном?“. Итогом стали 12 историй с собственным стилем и видением их создателей», – рассказал режиссер российского независимого кино.

Коллективные медиа строятся на сотворчестве группы авторов. Их появление размывает традиционные границы между видами и форматами искусства, рождая новую эстетику и логику создания аудиовизуального продукта, обладающего художественной ценностью.

Откуда появилась идея коллективного кино? Андрей Сильвестров рассказал, что путь к новому к режиссерскому подходу начался с выставки «Бумажная архитектура» в Пушкинском музее (Москва). Бумажная архитектура – концептуальный подход к архитектуре, в которой соединились выразительные средства изобразительного искусства, архитектуры, литературы и театра. По словам режиссера, когда произошла цифровая революция, мир разделился на традиционный с тысячелетней историей, осязаемый, сделанный руками человека, и цифровой – компьютерную копию существующей реальности. Бумажная архитектура относит себя к традиционному миру, в то время как большинство современных арт-инсталляций – это век цифровой. То же самое происходит и с кино: пленочное, «осязаемое» кино исчезает, и заменой ему становятся цифровые камеры и носители.

Кино всегда было отражением мира. Так и сейчас, вертикальная система управления обществом трансформируется, а вместе с ней меняются и методы создания фильмов. «Традиционное кино в том виде, в каком оно было известно весь 20-й век, больше не существует. Раньше подход к съемкам был авторитарен. В центре всегда была фигура демиурга-режиссера. Сейчас же ситуация изменилась – теперь каждый может стать режиссером, взяв камеру или телефон, и создать фестивальное кино без особых вложений», – рассказал о творческих предпосылках своего метода Андрей Сильвестров.

Андрей Сильвестров является одним из основателей Канского международного видеофестиваля, который ежегодно проходит в городе Канске Красноярского края. Фестиваль существует с 2002 года и позиционирует себя как площадку для экспериментов режиссеров инновационного, альтернативного, авангардного видео, а также противопоставляет себя Голливуду.

В конце мастер-класса зрителям показали картину «Россия как сон» – первую попытку Андрея Сильвестрова создать коллективное кино. Это фильм о взаимоотношениях человека и природы, человека и цивилизации, реальности и сна. В фильме нет героев и сюжета – только Россия, Сибирь и город Канск. Фильм создан в 2015 году в рамках 14 Международного канского видеофестиваля. Создателями стали участники фестиваля, которым предложили описать реальность, в которой они все находились.

«Идеей стало сделать фильм-фейсбук, где каждый поделился бы своими впечатлениями и опытом, чтобы мы могли «читать» этот фильм как ленту социальной сети, – поделился со зрителями режиссер. – Опыт показал, что в коллективном кино существуют другие типы отношений между людьми: сегодня ты оператор, завтра режиссер, послезавтра актер. Неизменными остаются лишь базовые профессиональные навыки и желание поделиться историей с миром».

«Мастерская коллективного кино» ведет работу при ГМИИ им. А.С. Пушкина. Итогом работы проекта является аудиовизуальное произведение в формате кинофильма, сборника короткометражных фильмов, веб-сериала и др. Кроме фильмов, о которых рассказал Андрей Сильвестров в ходе мастер-класса, участниками мастерской сняты фильмы «Облако Волгоград» и «Кино как тост». В 2018 году в рамках проекта «Сон как документ» появился фильм «Екатеринбург как сон».

 

Евгений Кондратов