12+

Диалог историка театра и режиссера: Людмила Якушева и Николай Смирнов стали гостями клуба «Краеведческие среды»

Накануне в областной библиотеке состоялось заседание клуба «Краеведческие среды», посвященное Году театра в России. На встрече «Вологодская антреприза: вчера и сегодня» зрители оказались вовлеченными в интересный диалог между двумя филологами, выбравшими для себя новые творческие грани – историка театра и режиссера. Культуролог и историк театра, доцент ВоГУ Людмила Якушева «вызвала на разговор» режиссера вологодского ОккервильТеатра Николая Смирнова и узнала, сколько литров воды на него выливается во время спектакля «Река Оккервиль», какие важно соблюсти приметы и установить «настройки» в труппе, чтобы спектакль прошел удачно, и чего ожидать зрителям в афише и на сцене ОккервильТеатра в этом сезоне.

Людмила Алентиновна заметила, что театр начинается не с вешалки, как считал Станиславский, а с антрепризы – частного театрального предприятия – и ее владельца – антрепренера. Она провела для гостей клуба экскурс в историю и рассказала о первых вологодских театрах: один из них был создан в 1849 году усилиями козельского мещанина Бориса Соловьева, а руководителем второго, выстроенного в 1874 году рядом с Плац-парадной площадью, стал итальянский антрепренер и актер Паскуаль Рамес. Людмила Алентиновна представила вологжанам старые театральные афиши, буквально пестрящие информацией о спектакле, – это является главным их отличием от лаконичных современных. Любопытно было узнать, что представления начинались в 19:30 и заканчивались около двух часов ночи. Цены на билеты варьировались от 50 копеек до 7-9 рублей. Также Людмила Якушева отметила, что современные театры по форме существования делятся на директорские, режиссерские и антрепризные.

Чтобы раскрыть личность режиссера ОккервильТеатра, она воспользовалась интересным приемом: выбрала из фотогалереи театра неоднозначные снимки и предложила Николаю Смирнову рассказать о моментах, которые там запечатлены.

«В декабре 2014 года, прямо в новогоднюю ночь, вместе с однокурсницей мы начали работу над созданием первой театральной постановки. Спектакль «Река Оккервиль» по пьесе Татьяны Толстой стал воплощением режиссерской мечты. Тогда я поверил в себя, понял, что могу быть разным – и Гамлетом, и Ромео... Как раз на этом спектакле было сделано мое фото в брызгах от воды – ее выливается примерно литра три, даже попадает на зрителей в первом ряду. Впоследствии эта постановка дала название нашему театру, который официально открылся в этом сезоне – 28 сентября», – вспоминает Николай.

По его словам, актеры достаточно суеверны, поэтому в труппе существует ритуал, который «заряжает» на успех. Сам же Николай Смирнов перед тем, как подняться на сцену, старается пройти тем же маршрутом, войти в те же двери, что и в прошлый раз, когда спектакль был удачный.

«Для всех постановок мы создаем свой мир и новые декорации. К примеру, не получится взять кресло-качалку из «Королевы красоты» и использовать его в другом действе. Ведь для каждого спектакля характерны определенная эпоха и разные люди со своими вкусами и предпочтениями – они-то и «выберут» совершенно новое кресло. Поэтому из одного спектакля в другой у нас «кочуют» только актеры», – поделился Николай Смирнов.

Людмила Якушева поинтересовалась: «Листая фотогалерею, я увидела интересный снимок – в руках цветы, на плечи накинут порванный пиджак… Как его интерпретировать? Это режиссер после спектакля?».

Оказывается, аутентичный пиджак 1980-х неоднократно рвался прямо на сцене, и потом приходилось его подшивать. «Мне нравится это фото, оно будто выходит за пределы спектакля. В кадре символичны занавес, вешалка и белые цветы…», – ответил Николай.

ОккервильТеатр берется за сложные произведения – уже поставлены «Королева красоты» Мартина Макдонаха, поединок в двух действиях «Игра на вылет» Энтони Шаффера.

Режиссер рассказал, что в планах театра – показать новый спектакль «Человек-ящик» по роману японского писателя Кобо Абэ, над которым труппа работает с августа. В основе сюжета – история человека, спрятавшегося от людей в ящике и привыкшего смотреть на мир через маленькое окошко. Также актеры настроены представить спектакль «Река Оккервиль» на театральных фестивалях.

Подводя итоги встречи, Людмила Якушева подчеркнула, что порой современному зрителю в театре не хватает задушевного разговора. В ОккервильТеатре, наоборот, актеры находятся очень близко, поэтому накал эмоциональности непременно передается гостям их спектаклей, создавая доверительную атмосферу.

Кристина Страмова