12+

Выпускники художественной школы им. Корбакова впервые защищают экзаменационные проекты

В этом году в школе состоится первый выпуск учеников, которые освоили предпрофессиональную программу по направлению «Живопись». 120 юных художников сдают экзамен в форме защиты творческого проекта: каждый из них представляет станковую композицию на тему «История», работа над которой шла в течение полугодия. Композиция является результатом детального изучения конкретной темы и кропотливого труда над эскизами. Для художественной школы это новая форма работы: раньше выпускной экзамен представлял собой выполнение рисунка в классе, а переход к защите проектов связан с требованиями программы предпрофессионального образования, на которую ДХШ им. Корбакова перешла первой в области.

«Программы предпрофессионального образования были рекомендованы Министерством культуры и Министерством образования России в связи с утверждением пять лет назад федеральных государственных стандартов по дополнительному образованию, – поясняет директор ДХШ им. Корбакова Наталья Кулижникова. – Предпрофессиональные программы внедряются ради того, чтобы обеспечить преемственность в художественном образовании: детям, освоившим эту программу, легче учиться в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Программа адаптирована под возраст, ее могут освоить все ученики. Большее количество часов позволяет изучать не только предметы изобразительной грамоты и историю искусств, но и цветоведение, декоративно-прикладное искусство, дизайн, развивать пространственное ви́дение. Сейчас наша школа полностью перешла на предпрофессиональную программу. Конечно, это не говорит о том, что все ее выпускники станут художниками, но все они подготовлены к поступлению в колледж или вуз художественной направленности».

Выпускникам – авторам проектов по 14–15 лет, они прошли пятилетний курс обучения и признаются, что работа над экзаменационными проектами увлекла их и вдохновила на творчество. Сюжет своей работы ученики – в основном, это девушки – выбирали самостоятельно, советуясь с педагогом. Определить конкретную тему не просто, задачу усложнило и то, что работы необходимо было выполнить в большом формате: для графического листа это формат А2, для живописной станковой композиции – А1. «На итоговую работу выделено 45 часов учебного времени, – говорит преподаватель выпускных классов Ольга Кудрякова. – Из них 15 часов отводится на выполнение форэскизов – предварительных набросков, в общих чертах отражающих замысел, детального эскиза и проработки отдельных фрагментов композиции. Конечно, такая работа требует глубокого погружения в выбранную тему, проведения самостоятельного исследования: во внеучебное время ученики ищут информацию о том, как правильно изобразить, например, интерьер, костюмы героев, архитектуру».

Диапазон сюжетов внутри темы «История» ничем не ограничен: это может быть крупное историческое событие, деятельность политика, полководца, ученого или художника. Многие работы посвящены осмыслению произведений писателей-классиков. Большой интерес выпускники проявили к культуре разных стран, к кумирам современной молодежи, к субкультурам. Выпускники представили работы с самыми разными сюжетами: театр русского авангарда, революция 1917 года, театр кабуки, музыка рок-группы «Queen», вавилонская башня, перевал Дятлова, творчество Булгакова, великий лондонский пожар, благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского, аудиенция у Елизаветы Петровны и многое другое. Самой популярной техникой оказалась техника гуаши, но многие работали акварелью, тушью, пастелью, есть работы в технике батика. Защищая свои проекты, выпускники обосновывают выбор темы и ее трактовку, рассказывают о том, почему было выбрано определенное композиционное и цветовое решение, отвечают на вопросы экзаменаторов.

Результатом экзаменационных испытаний, проходящих в форме защиты проекта, педагоги ДХШ довольны: «Результат великолепный, я даже такого не ожидала, – признается Наталья Кулижникова. – На сегодняшний день мы аттестовали примерно половину выпускников, и большинство оценок – отличные. Наши ученики ответственно подошли к делу и сделали яркие и серьезные проекты. Глубоко изучив свою тему, они составили свое мнение, и экзамен стал для них не только проверкой навыков, но способом самовыражения».

Защита итоговых работ по станковой композиции продлится до 31 мая, лучшие работы останутся в методическом фонде школы. К 20 июня выпускники этого года получат свидетельства об окончании обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись», а у тех, кто намерен сделать искусство своей профессией, есть возможность продолжить учебу в специальном классе ДХШ, который готовит к поступлению в художественные вузы.

Светлана Гришина