Эскиз спектакля «Настоящее неопределенное время» по пьесе современного драматурга Полины Бородиной представили актеры Вологодского театра для детей и молодежи в третий день работы Северо-Западного театрального форума.

Несмотря на позднее время (обсуждение закончилось в одиннадцатом часу вечера), малый зал ТЮЗа был переполнен. Бурное обсуждение эскиза после просмотра еще раз доказало нужность и актуальность идеи лаборатории конкурса новой драматургии «Ремарка» – знакомство театров с современной драматургией и возможность для драматургов увидеть свои пьесы на сцене. «Ремарка» хороша еще и тем, что после просмотра эскиза есть возможность посмотреть в глаза режиссеру и драматургу и задать им все появившиеся по ходу просмотра вопросы.

Пьеса «Настоящее неопределенное время» совсем свежая, написана недавно и еще не поставлена ни в одном театре страны – вологодский ТЮЗ стал первопроходцем. С этим произведением 28-летний драматург Полина Бородина (уже являющаяся лауреатом множества драматургических конкурсов и имеющая большой послужной список собственных пьес, поставленных в российских театрах) вошла в шорт-лист конкурса «Маленькая Ремарка», в котором определяются лучшие пьесы для детей и юношества, написанные современными авторами. Подобных пьес в нынешнем российском театре очень не хватает – после «откатки» произведения на «Ремарке» и высказанной критики пьеса, возможно, будет доработана драматургом и появится в репертуарах театров для детей и молодежи. Во всяком случае, она более чем достойна этого.

Формально пьеса может быть отнесена к жанру фэнтези – с попаданием в волшебный лес и встречами с сюрреалистическими героями вроде слизня, питающегося чужими слезами, глазастого дерева или медведя в пижаме. Главные герои пьесы – современные дети вечно занятых на работе родителей. 9- и 10-летние еще не подростки, но уже и не малыши, имеющие собственную картину мира, мучающиеся страхами, остро нуждающиеся в любви и признании. Третьеклассник-отличник Саша, живущий с мамой, умеющий приготовить ужин и знающий, что такое биологические часы, какой порядковый номер в таблице Менделеева у серы и мечтающий об электронном микроскопе, – увы, не имеет друзей. 10-летняя Аля, видеоблогер с целыми 4-мя подписчиками на YouTube-канале, за которых она «несет ответственность» и ради которых готова перед камерой съесть лимон с солью, тоже очень одинока. Детское одиночество в современном мире – вещь вообще страшная, осознать всю глубину и драматизм которой взрослые, успевшие вырасти без гаджетов, не могут. Как не могут и вспомнить свои детские страхи, в итоге выливающиеся в комплексы и остающиеся вечными «скелетами в шкафу», невырезанным осколком, мешающим жить дальше. Аля боится собственного дедушку – у него растут волосы в ушах, морщины, как на старых невкусных яблоках, и много таблеток, которые странно пахнут. А еще она боится, что он скоро умрет… После эскиза одна из зрительниц со слезами на глазах благодарила за пронзительную сцену разговора девочки с дедушкой, позволившей ей вернуться в собственное детство и, возможно, вырезать этот старый осколок. «Это и есть катарсис», – резюмировал происходящее руководитель лаборатории «Ремарка» Олег Липовецкий.

Очень хочется привести некоторые цитаты из пьесы, с легкостью тянущие на афоризмы: «Когда что-то экономишь, оно всё равно в конце концов заканчивается. Время нужно тратить. Когда тратишь время на правильные вещи, его всегда хватает». «Это всё – чёрный пиар, понятно? Своих птенцов к другим подбрасывают, знаешь, сколько птиц? Желтушники, крохали, медоведы, трупиалы, ткачи, кулики. А виноваты во всём кукушки, блин!». «Слизень: Это лес настоящего неопределённого времени. Презент индефинет тенс. И всё, что здесь происходит – неопределённо. Аля: Вот в русском всё просто – прошлое, настоящее и будущее. Слизень: В русском – да. А в жизни – нет».

В пьесе Бородиной острые проблемы даются через призму тонкой иронии, юмора, понятного и детям, и взрослым (произведение явно ориентировано на семейный просмотр), отчего накал драматизма снижается, зато возникает совершенно неповторимая атмосферность, простота, понятность, естественность происходящего. Здесь нужно отдать должное режиссеру эскиза – Юлии Каландаришвили из Санкт-Петербурга, выпускнице РГИСИ 2017-го года, уже успевшей поработать во многих театрах и попасть в лонг-лист «Золотой маски». И, конечно, вологодским артистам, успевшим за неделю, что идет «Ремарка», создать практически полноценный спектакль.

Всех драматургических, режиссерских и актерских находок этого эскиза не перечислить – в ходе обсуждения присутствующие единогласно высказались за то, что подобные спектакли станут украшением репертуара любого ТЮЗа. Появится ли этот спектакль в репертуаре Вологодского театра для детей и молодежи – вопрос времени.

Теги: ремарка, Год театра, форум
Елена Легчанова

Новости по теме