12+

«Остаться нельзя уехать»: артисты ТЮЗа и Александр Чупин решали проблему «неудачника в современном мире»

Остаться или уехать? На этот вопрос отвечали артисты Вологодского ТЮЗа и режиссер Александр Чупин. В рамках лаборатории конкурса новой драматургии «Ремарка» состоялась читка пьесы «Остаться нельзя уехать» современного драматурга Игоря Носовского из Херсона. Это вторая работа автора, пьеса вошла в шорт-лист «Ремарки».

Сегодня по телефону мы и проблемы решаем, и отношения выясняем, и даже в любви признаемся – без него никуда. Так и персонажи этой истории общаются исключительно по телефону, что совершенно не мешает зрителю воспринимать происходящее. Главный герой – молодой человек, только что получивший высшее юридическое образование – находится в поиске себя и высокооплачиваемой работы. Им движет желание обеспечить себя и свою девушку (потом – семью с малышом), но куча разных обстоятельств постоянно выбивают Макса из колеи и не дают ему уехать с Украины за границу на заработки. Да и способ улучшения финансового состояния там предлагают несолидный – гайки закручивать, малину собирать, работать в кондитерском цехе или на лесопилке. Всё зависит от кредита доверия. В родном городе специалисту с высшим юридическим образованием достойно оплачиваемой работы не нашлось, но и уехать на получается. История обрастает разными перипетиями, порой абсурдными, смешными, нелепыми, и кажется, из этого круга неприятностей невозможно вырваться, как и невозможно решить: уехать или остаться...

По традиции после читки все желающие могли высказать мнение о пьесе и о ее интерпретации. Художественный руководитель конкурса «Ремарка» Олег Липовецкий отметил, что это хорошо написанная пьеса с интересными диалогами, она «прекрасно выстроена ритмически и гомерически смешная».

«Это история про потерянное поколение, которое не знает, куда ему податься, как вести себя в отношениях, с родителями, – подчеркнула актриса Лилия Шайхитдинова. – Здесь очень точное попадание актеров в их роли».

Зрители выявили и аналогию главного героя с Зиловым из «Утиной охоты», отыскали мотивы и из чеховских «Трех сестер». Многие высказались за то, что у пьесы должен быть более интересный финал, не раскрывающий карты, а дающий волю воображению. «В этой истории прочитывается отсутствие мечты, здесь представлена попытка нащупать героя нашего времени, такого абсолютного неудачника, который вроде и старается, а все мимо, – поделился впечатлением художественный руководитель Вологодского драматического театра Алексей Ожогин. – Финал пьесы нивелирует понимание внутренней трагедии главного персонажа, и это снижает ценность драматического произведения».

«Задача читки – не навязать образ спектакля, не высказать наше мнение по поводу того или иного героя, для нас главное – преподнести текст, – отметил режиссер Александр Чупин. – Постарались сделать наметки на характеры, скучно просто сидеть за столом, поэтому использовали стулья, придумали передвижение. Конечно, это пьеса о человеке – неудачнике в современном мире, не способном принять решение. Название пьесы не случайно без запятых, здесь подчеркнута та же проблема выбора. Я впервые столкнулся с тем, что в пьесе одни телефонные разговоры – решений постановки множество, но весь событийный ряд вынесен за рамки диалога».

Ирина Сорокина