12+

Изобрести велосипед – легко ли это?.. «Гуляем» по выставке антикварных великов

Известная поговорка про изобретение велосипеда звучит насмешливо: что, мол, нового и необычного в том, что ты предлагаешь? Всё это давно уже придумано! Но это нам сегодня кажется, что велосипед – нечто давно понятное, однозначное и буднично привычное. Мы ошибаемся: прежде чем обрести современную форму и принцип движения, велосипед прошел долгий путь, и многочисленные его изобретатели (да, их было много, и каждый занял свое место в истории!) перепробовали множество вариантов его устройства.

Воочию увидеть эволюцию велосипеда предлагает выставка в художественном отделе Вологодского музея-заповедника «Быстроног – велосипед по-русски» из собрания московского коллекционера Андрея Мятиева. На выставке великов всего 18, а в коллекции Андрея их около 800 (только представьте, каково их хранить!). Самому старому из экземпляров более 150 лет, а всего в собрании «Веломузея Андрея Мятиева» порядка 150 тысяч единиц хранения: фотографии, документы, чертежи и даже технические архивы двух велосипедных заводов.

Что до самих велосипедов, то на выставке можно увидеть их самые невероятные разновидности. Самый «древний» предок велосипеда педалей не имел – при езде нужно было отталкиваться от земли ногами. Так что современные беговелы (особенно популярен сейчас детский вариант) – это не новинка, а хорошо забытое старое. Велосипеды-костотрясы назывались так по одной простой причине: до изобретения пневматических шин (кстати, изобрел их ветеринар) езда по неровной дороге становилась испытанием для организма. Фантастическая конструкция велосипедов-пауков с огромным передним колесом – не выдумка чудака-изобретателя, а естественное развитие идеи… облегчения процесса езды: чем больше ведущее колесо, тем большее расстояние проезжает велосипед за один поворот педалей. Эту разновидность еще называют пенни-фартингами – по названиям английских монет, сильно отличающихся по размерам.

Педали велосипеда в течение долгого времени крепились к оси переднего колеса, и управление требовало большой ловкости и сноровки. Изобретение цепного привода разом решило и проблемы с управлением, и позволило привести в норму размер колес. Теперь сесть на велосипед и соскочить с него перестало быть проблемой – ноги ездока всегда доставали до земли. Эти велосипеды получили название «сейфти» – безопасные. Конечно, упасть можно с любого велика, но когда едешь на пенни-фартинге и голова находится на высоте 2,5 метров от земли, это гораздо страшнее…

Сегодня некоторые не расстаются с велосипедом круглый год, благо технический прогресс не стоит на месте и сейчас есть модели, позволяющие передвигаться в любую погоду и по любой дороге. Но совсем скоро велики достанут все, у кого они есть, а начать новый велосезон можно с теории – со знакомства (пусть и виртуального) с выставкой «Бытроног – велосипед по-русски». Ведь она лишний раз убеждает в том, что велосипед – это не просто средство передвижения, а образ жизни.

В настоящий момент выставка закрыта для посещения, по плану музея она работает до 31 мая. 

Светлана Гришина