2 мая состоялась премьера фильма «Малые дороги Победы» председателя Общества любителей железных дорог Алексея Вульфова. Лента была показана на Московском отраслевом телеканале «РЖД ТВ», входящем в состав ИД «Гудок». Главной героиней фильма стала жительница Чагоды Анна Ивановна Соловьева, которая девятнадцатилетней девчонкой после успешной сдачи экзамена в Чагоде стала работать стрелочником на станции Старое Огарево. Была ранняя весна 1942 года.

Во время войны строились небольшие, но стратегически важные железнодорожные ветки в районах Ленинградского и Волховского фронтов, одной из которых была Чагода – Кабожа протяженностью 48,5 км. Военным железнодорожникам помогали жители Чагоды и соседних районов. Ветку построили за три недели. Строительство вели в лютые морозы. Анна Ивановна с ужасом вспоминала, как осенью 1941 года бомбили Чагоду в районе улицы Советской, у депо и у реки Харзинки. Немецкое командование планировало воссоединиться с финскими войсками в Карелии и замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. Этот план был сорван, в том числе благодаря строительству обходного пути ветки Чагода – Кабожа, которая соединила Северную и Октябрьскую дороги, что позволило разгрузить Вологодский железнодорожный узел и открыть кратчайший путь к Ленинградскому и Волховскому фронтам. В декабре 1941 года этой ветке пошли первые эшелоны, которые двигались каждые полчаса, перевозя военные грузы, продовольствие, а затем и блокадников из Ленинграда. Сейчас невозможно представить, как хрупкая девушка «метр с кепкой», держа в одной руке фонарь, а в другой – жезлодержатель, работала каждую морозную зимнюю ночь.

Съемочная группа посетила и железнодорожную станцию Чагода. Алексей Вульфов рассказал о входных двукрылых семафорах, которые действуют уже более 90 лет и включены в Перечень выявленных объектов культурного наследия Вологодской области. Радостную весть о Победе Анна Ивановна узнала от диспетчера утром 9 мая 1945 года во время дежурства. Поезда шли каждый час, не останавливаясь,  и находчивая железнодорожница прикрепляла к жезлу записки с  единственным словом «Победа!». Эта реконструированная сцена попала в фильм «Малые дороги Победы». Особое внимание уделили мемориальной доске на здании железнодорожного вокзала.

После снятия блокады Ленинграда Анну Соловьеву направили  на станцию Малукса, в 10 километрах от которой были немцы. Все вокруг было заминировано противотанковыми  минами. Работать приходилось в экстренных ситуациях. Начальник станции Сергей Степашов подорвался в карьере во время отгрузки балласта  для восстановления железной дороги, и Анна Ивановна исполняла его обязанности. В Малуксе не было ни одного дома, все разбомбили, даже станция была  в землянке. После окончания курсов начальников станции в Ленинграде  Анна Соловьева получила звание младшего лейтенанта.

В январе 1947 года Анна Ивановна вернулась в свой поселок и стала работать дежурной по станции Чагода, с 1962 года – товарным кассиром, а затем старшим товарным кассиром, откуда в декабре 1983 года ушла на заслуженный отдых. Анна Ивановна имеет многочисленные государственные награды, но больше всего дорожит медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Теги: победа75, Чагода
Александр Гладышев, Чагода

Новости по теме