Сегодня, 9 июня, православная церковь отмечает день памяти священномученика Ферапонта. Для вологжан это событие знаковое – именно на нашу землю из московского Симонова монастыря в XIV веке Ферапонт пришёл вместе с Кириллом, где они основали два монастыря.

В 1397 году старцы поселились на невысоком холме над Сиверским озером, положив начало Кирилло-Белозерскому монастырю. Вскоре обнаружилась некоторая разница в стиле жизни двух иноков. Автор жития Пахомий Серб пишет: «Кирилъбо тесное и жестокое хотяше, Ферапонт же пространное и гладкое». Посоветовавшись, они решили разойтись. Так, Ферапонт уходит за 18 километров и останавливается между Паским и Бородаевским озерами, где основывает Ферапонтов монастырь.

О жизни преподобных на Вологодской земле сейчас можно узнать в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и Музее фресок Дионисия – на территории ансамблей монастырей бережно хранится история тех дней.

В Архимандричьих кельях Кирилло-Белозерского музея-заповедника представлены несколько запрестольных крестов. На одном из них с обеих сторон – 22 живописных изображения, выполненных, вероятно, монастырскими иконописцами. Тщательно продуманная роспись позволяла представить на одном значимом памятнике изображения преподобных, деятельность которых в определенный период их жизни была связана с Вологодской землей.

На лицевой стороне, помимо изображений Ферапонта и Кирилла Белозерского, дни памяти которых – 9 и 22 июня, представлены Димитрий и Игнатий Прилуцкие, Кирилл Новоезерский, Иоасаф Каменский, Арсений Вологодский, Григорий Пельшемский. На оборотной стороне −образы Корнилия Комельского, Дионисия Глушицкого, Амфилохия Глушицкого, Павла Обнорского, Сергея Нуромского, Иннокентия Комельского (Обнорского), Евфимия Сяжемского Александра Куштского.

Научный сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина рассказывает: «Этот запрестольный крест для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря был изготовлен в непростой период, случившийся после преобразований Петра I и Екатерины II. В результате их реформ монастырь потерял многие источники доходов. Оказавшись в трудном экономическом положении, он вынужден был продавать драгоценную старинную утварь, переплавлять ветхое серебро, делать выжигу из драгоценных тканей и изготавливать из полученных слитков новые вещи».

В монастыре, помнившем былое богатство, привыкли видеть все новое, роскошное, сделанное лучшими мастерами страны – практически все ранние драгоценные вещи были изготовлены в московской Оружейной палате. В новых реалиях на это средств не было, а обновления утвари требовались. Братия старалась обращаться к местным серебряникам. Так случилось и с изготовлением этого запрестольного креста из переплавленного серебра. Над ним пришлось работать двум мастерам, а монастырю платить дважды.

В 1771 году приступил к его изготовлению Александр Петров Поляков, крестьянин из бывшей вотчины Ферапонтова монастыря. Получить желаемое от него монастырь не смог, и в 1773-1774 годах вынужден был найти другого мастера – устюжанина Илью Иванова сына Романова, оставившего свое клеймо на изделии.

На кресте мастер вырезал надпись: «Сооружися сей святой крест в Кирилов Белозерский монастырь от Рождества Христова, 1774: года, месяца мая 3 дня, коштом монастырским, в сем кресте серебра 15 фунтов, в позолоте золота 15 золотников».

Увидеть исторический предмет в экспозиции музея пока не представляется возможным – Кирилло-Белозерский музей-заповедник всё ещё закрыт для приёма посетителей. Именно поэтому такой редчайший экспонат сотрудники разместили на информационных площадках музея.

Теги: Музей фресок Дионисия
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме