12+

Режиссер Евгений Гельфонд: «Импровизация – это не отсебятина»

Театральная лаборатория «Симпозиум» по развитию импровизационной актерской техники прошла в Камерном драматическом театре. Занятия с артистами вологодских театров провел режиссер из Челябинска Евгений Гельфонд, художественный руководитель «Нового художественного театра». Подобные лаборатории проводятся на базе КДТ ежегодно с 2017 года, а с творческим подходом режиссера вологодские театралы знакомы по спектаклям, которые НХТ привозил в Вологду. Так, в 2017 году на сцене Камерного театра был показан спектакль «Бесы», а в 2018-м в рамках фестиваля «Голоса истории» – спектакль «К тебе, земля обетованная».

Темой театральной лаборатории стали техники актерской импровизации. «Самый сложный момент в театральной практике – это повтор, repeter, – Евгений Гельфонд объясняет суть своего метода. – А как повторить живую эмоцию? Как актеру подготовиться к тому, чтобы вновь и вновь идти по уже проторенной, казалось бы, дорожке? Импровизация – это не отсебятина, а некий «отход в сторону», попытка увидеть материал с другой стороны. Благодаря этому актер может обнаружить новые смыслы в материале и новые возможности в себе».

Как рассказывает режиссер, в ходе занятий на основе тренингов, собранных им за годы театральной практики, они вместе с артистами разбираются в сложных вопросах существования актера на сцене. Отрешившись от конкретного драматургического текста, от конкретной режиссерской задачи, артисты изучают тонкости актерского взаимодействия. «Работая без материала, мы отшлифовываем сами приемы, сами инструменты, – говорит Евгений Гельфонд. – А дальше это становится насущным, и актеры пробуют искать возможности импровизации в конкретном спектакле. И успех этого поиска – это уже вопрос таланта и интуиции».

С точки зрения Евгения Гельфонда, главное в театральной постановке – личность артиста: «Я, режиссер, – инициатор процесса, но чтобы он шел, мне важна точка зрения актера. Мне не хочется видеть на сцене застывшие формы – нужно видеть то, что происходит здесь и сейчас».

Идея спектакля как живого взаимодействия актера с автором и материалом лежит в основе масштабного театрального проекта – Международного театрального фестиваля-лаборатории спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА», который проходит в Челябинске на базе НХТ с 2013 года. В этом году фестиваль прошел в девятый раз, вологодский Камерный драматический театр представил на нем спектакль «Душечка».

Светлана Гришина