Бронислав Кураго – художник-монументалист, живописец и график, член Союза художников России, чья профессиональная деятельность долгие годы являлась неотъемлемой частью не только культуры Вологодской области, но и России в целом.

Художник родился 22 января 1937 года в поселке Пантый Ленского района Архангельской области. С 1952 по 1957 годы учился в Костромском художественном училище. С 1962 по 1969 годы получал образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) на отделении монументально-декоративной живописи у Г. Коржева.

С 1965 года принимал участие в областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 года по распределению попал в Куйбышев (Самара), где работал художником-монументалистом. В 1977 году переехал в Вологду. В 1983-86 и 1989-92 годах избирался председателем Вологодской организации Союза художников РСФСР. Станковые живописные и графические произведения художника хранятся в Вологодской областной картинной галерее и в частных собраниях.

Бронислав Кураго быстро стал одним из ведущих художников-монументалистов Вологодского отделения Союза художника СССР. Он, наряду с В. Воропановым, А. Пантелеевым, Д. Тутунджан и В. Корбаковым, был допущен к «трибуне» – его статья «Монументальное искусство» вышла в газете Вологодского областного комитета КПСС «Красный Север» 12 сентября 1979 года. В материале он признал себя вологжанином и фактически выступил от лица всех вологодских монументалистов. «Рационализм и унифицированность современной архитектуры ставят серьезные задачи перед художниками-монументалистами. Именно монументальная живопись способна внести в эстетическую среду города, села, промышленного объекта живую струю, национальный колорит, придать ей больше человечности, теплоты и оптимизма», – считал Кураго.

«Авторитетом и совестью» вологодских художников называл Бронислава Кураго его коллега Генрих Асафов (1940–2020). Кураго был немногословен, не занимался конъюнктурными работами и не пользовался своим руководящим положением. «Настоящий художник не разговорчив, за него говорят его работы, и чувствуется, что в них живет мысль, – отмечал Генрих Алексеевич. – Художники нашего поколения жили в информационном вакууме. Кто-то остается на учебном уровне, но кто-то творчески растет всю жизнь. Кураго рос, развивался как художник. Любил Фернана Леже и вдохновлялся им. Его мозаики обогащают нашу архитектуру».

За годы творчества Бронислав Антонович выполнил 33 монументально-декоративные композиции в Костроме, Куйбышеве, Новокуйбышевске, Барнауле, Вологде. Это мозаики «Гуси-лебеди», «Золотой петушок», «Конек-Горбунок» для фасада детского сада ОМЗ на улице Кирова в Вологде, мозаика «К звездам» на фасаде ОМЗ, мозаика «Гостеприимная Вологда» для здания Вологодского аэропорта, монументальное панно «Спорт» на фасаде спортзала ВРЗ, эскиз росписи «Молодежь в сельском хозяйстве», украшающей одно из учебных зданий в поселке Молочное, и многие другие. Работа монументалиста трудоемка и тяжела физически, поэтому ряд работ автор выполнял с помощником: в аэропорту Бронислав Кураго работал вместе с Виктором Сысоевым, а в пионерлагере – с Брониславом Шабаевым. Судьба некоторых работ оказалась непростой – например, сграффито с изображением спортсменов на здании спортзала Вологодского вагоноремонтного завода было закрашено.

«Если у обычных людей спросить, как должен выглядеть художник-монументалист, то слово «монументалист», наверняка, настроит их на то, чтобы представить человека крепкого, высокого – этакого Шварценеггера. И вспоминая Бронислава Кураго, думаешь, что «монументальность» внешнюю ему давало только имя, в котором была и броня, и слава. А сам он был щуплый, тихий и спокойный человек, – вспоминает искусствовед Любовь Соснина. – Сила присутствовала в его характере. Я не говорю, что он был суровым и непримиримым – нет, но внутренняя убежденность, уверенность в том, что он делает, ощущалась».

Помимо монументального искусства, Бронислав Кураго создавал живописные произведения. Его персональная выставка прошла в картинной галерее в 2007 году.

В 2016 году художник с воодушевлением поддержал идею проекта «Незаметное заметное. Советская монументальная живопись второй половины ХХ века», посвященном мозаичным панно и росписям Вологды.

25 ноября 2017 года Бронислав Кураго скончался после тяжелой болезни. В 2018 году была организована выставка художника «Небо над Вологдой», где были представлены его живописные произведения и мозаики.

***

При подготовке текста использованы материалы каталога «Незаметное заметное. Советская монументальная живопись второй половины ХХ века» (Вологда, 2016), статья Владимира Пешкова «Превыше всего» (газета «Премьер», 5 декабря 2017).

Теги: Бронислав Кураго, мозаика, ВОКГ
Редакция cultinfo

Новости по теме