Жизнь и творчество Николая и Генриетты Бурмагиных неотделимы от вологодской земли. Здесь они родились: Николай Васильевич в 1932 – в деревне Журегино Сокольского района, Генриетта Николаевна в 1939 – в Харовске. Встретились же в Ярославле, в стенах художественного училищ а, где полюбили друг друга и в 1964 году в Вологду приехали уже семьей.

«О Николае я слышал, он до училища плотничал по селам, а в годы учебы собирал по чердакам старинные книги, резные сундуки, иконы. Но любовь к топорику не забыл и в Вологде», – писал искусствовед, директор Вологодской картинной галереи в 1953-1973 годах Семен Ивенский, который во многом помог молодым художникам найти свой путь. Зимой 1965 года супруги впервые побывали у него в гостях, и перед уходом произошел знаменательный случай:

«Чета уже собиралась уходить, как вдруг взгляд Николая упал на экслибрис Марангони, который случайно оказался на моем рабочем столе: «Это что?» – его глаз, по-цыгански быстрый, цепкий, черный впился в ксилографию:  «Ведь, гляди-ка Гета, и я, пожалуй-от так смогу! Нет ли у вас инструмента, не покажете ли?»

На прощание Семен Георгиевич дал Николаю Бурмагину несколько ксилографических миниатюр,  рассказал о технике и инструменте резьбы, на что Николай ответил: «Да я их сам сделаю!». Вскоре супруги принесли Ивенскому первые пробы. И дело это увлекало их всё больше. 

 «Николай гравировал, Гета поставляла ему рисунки для композиций: у нее была необычайно развитая способность к графическим фантазиям, сказочно-волшебным по характеру. Бурмагин, в технике резьбы заставлявший вспомнить о топорике, гравировал легко и лихо, не уставая сетовать на то, что кружево композиций жены ему трудно переводить в гравюры», – вспоминал Семен Ивенский.

Уникальные мастера гравюры, художники и супруги Бурмагины творили вместе недолго – всего 10 лет, до гибели Николая Васильевича, и еще десятилетие Генриетта Николаевна работала, оставшись одна. Однако за этот небольшой период ими было сделано так много, что и их творчество стало визитной карточкой вологодской графики, вывело ее на всероссийский уровень и оказало огромное влияние на многих других мастеров гравюры и экслибриса. Не случайно одна из улиц в историческом центре Вологды носит имя Бурмагиных. В этом творческом союзе Генриетта Николаевна была сердцем и чувствами, Николай Васильевич – волей и направляющей энергией.

«Бурмагиных я всегда вспоминаю обоих вместе, этакую ладную, красивую пару: она смотрит на мужа горящими глубоко в черепе страстными глазами под выпуклым, красивым лбом, а он, чувствующий, что любим, озирается кругом, как укормленный, породистый кот! И оба счастливы особым счастьем молодости и увлеченности. Только у Геты улыбка добрая, иногда даже робкая, растерянно-наивная, а у него – ухарская, плотницкая, чуть с кривинкой, мол “знай наших!”» 

Уроженцам вологодской глубинки были близки традиции народного искусства, которые они умели органично сочетать с современной тематикой. Техники ксилографии и литографии, в которых они работали, требуют от художника таланта рисовальщика, тонкого чувства композиции и виртуозного мастерства резчика, которыми каждый из супругов обладал в полной мере.

«Николай – прямой, широкоплечий, движения его круты, энергичны. Глаза жгучие, пристальные, цепкие, но в дружеской беседе их вдруг смягчает почти детская улыбка. Когда он берет в руки для работы пальмовую или буковую досочку, или штихель, то густые и широкие брови его сходятся у переносья, и лицо становится суровым, появляется на нем как бы отсутствующее выражение».

Работая вместе, Бурмагины открывали для зрителя традиции и историю родной земли, становились проводниками мыслей и чувств своих современников и единомышленников: художников, поэтов и писателей Вологодчины. Являясь ведущими ксилографами, участниками всех всесоюзных выставок с 1960-х годов, Бурмагины создали в гравюре архитектурную летопись Вологды, Кириллова, Ферапонтова и многих отдаленных уголков Русского Севера. Они придумали стиль оформления поэтических сборников вологодских авторов, проиллюстрировав в «Библиотеке северной поэзии» книги Н. Рубцова, О. Фокиной, А. Романова и многих других. Среди лучших работ художников – оформление книг В. Дементьева, Л. Сейфулиной, С. Писахова, А. Блока, Н. Дуровой. А кроме того – более тысячи гравюр, рисунков, акварелей и пастелей, керамика…

Интересно, что Николай Бурмагин был страстным собирателем народного искусства и древних икон. Он часто ездил по области ради новых, уникальных находок.

«Николай рыскал по селам в поисках народного искусства, древних икон. Рассказывал, как отправился однажды по области с сотрудниками Вологодского краеведческого музея в этнографическую экспедицию. Остановились ночевать у одной старушки. Все залюбовались на большую икону со змееборцем, но бабка не захотела ни в какую ее ни отдавать, ни продать. Николай заприметил груду свежей дранки; оказалось, заготовка для новой крыши, которая давно текла, да нет у старой денег на водку, а без водки кто займется? Когда на утро все отправились дальше, спохватились, нет Бурмагина, пропал. Ну, искать не стали: человек бывалый, не потеряется. А он вернулся, полез на крышу и пока не закрыл новой дранкой всю, не слез. На радостях бабка вручила ему икону. Бурмагин смеялся: «За такую в Москве можно новую легковую выменять». Как-то он и виднейший вологодский живописец Владимир Корбаков – тоже страстный любитель старины – столкнулись в одном селе в поисках икон и долго жаловались мне порознь, мол, «с ним нельзя ходить вместе – все старается забрать себе» – причем говорили так оба».

Николай Бурмагин трагически погиб в автокатастрофе 8 ноября 1974 года. После смерти мужа Генриетта Николаевна работала одна. Освоив технику ксилографии, она продолжала дело всей их жизни.

«И хотя ее гравюры уже не отличались ни прицельной четкостью резца, ни особым, только Николаю присущим чувством дерева, в них было так много «кружевной» поэзии, женственной грации и нежности, что вряд ли у самого дотошного автора поднялась бы рука критиковать за менее строгий рисунок и склонность к мечтательности, иногда почти детскости восприятия мотивов ее гравюр. Муж поигрывал топориком, она хотела выплетать свое вологодское кружево».

***

При подготовке материала использованы воспоминания Семена Ивенского (опубликованы на сайте Вологодской областной библиотеки), а также статья искусствоведа Любови Сосниной «Генриетта и Николай Бурмагины: художники своего времени» (журнал «Вологодский ЛАД», №1, 2020).

Теги: Бурмагины, николай бурмагин, Генриетта Бурмагина
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме