Картина «Марина Мнишек с отцом под стражей» хранится в фондах Вологодской областной картинной галереи. Это единственное из произведений русских мастеров XVIII-XIX веков, посвященное так называемой «царице Смуты» и дошедшее до наших дней.

К истории Смутного времени обращался и живописец-передвижник Николай Неврев: произведения, героем которых является Лжедмитрий I, хранятся в отечественных музеях. Но местонахождение его полотна «Марина Мнишек в московской тюрьме», показанного на XIII Передвижной художественной выставке в 1886 году, в настоящее время неизвестно.

Автор картины, поступившей в Вологодскую областную картинную галерею в 1954 году из Министерства культуры РСФСР, Михаил Клодт, барон фон Юргенсбург – представитель крупной династии мастеров русского искусства. Он родился в семье знаменитого скульптора Петра Клодта, но не пошел по стопам отца, а предпочел живопись.

Обучался в Императорской Академии художеств (1852 – 1861) у Алексея Маркова. Он писал в основном жанровые картины, был академиком и одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Современники живописца считали его эрудитом и знатоком русской истории. За одну из своих самых известных впоследствии картин – «Последняя весна» – Михаил Клодт получил большую золотую медаль.

Героиня его картины «Марина Мнишек с отцом под стражей» (1883) – польская аристократка, родившаяся в 1588 году в семье сандомирского воеводы Юрия Мнишека. 8 мая 1606 года она стала женой самозванца Лжедмитрия I. Тайную роль в их союзе сыграл папский престол, желавший утверждения католичества на Руси. Марина была единственной русской царицей, коронованной на царство до Екатерины I.

В Москве 17 мая 1606 года вспыхнул мятеж, и самозванец был убит. Марине удалось спастись. По народной легенде, называвшей ее колдуньей, она, «сорокою обернувшись, из палат вылетела».

По приказу царя Василия Шуйского Марина Мнишек была взята под стражу вместе с родными и приближенными. Это роковое для Марины событие Михаил Клодт взял в качестве сюжета своей картины с целью выявить сильный характер героини. Используя прием контраста, художник показал отца героини и приближенных откровенно горюющими, а ее – противостоящей увещеваниям католического священника, сохранившей самообладание, силу воли и энергию. Стремясь к большей убедительности, Клодт тщательно передал интерьер и костюмы персонажей.

Судьба Марины Мнишек полна борьбы, интриг, страданий и скитаний. Ее отчаянные попытки вернуть утраченную власть закончились крахом. Единственный сын, рожденный от брака со вторым самозванцем, «тушинским вором», был казнен малолетним. Летом 1614 года она снова попала в плен, по легенде, находилась в заключении в Коломенском кремле, где сохранилась «маринкина башня». 24 декабря «Марина на Москве от болезни и с тоски по своей воле померла» – засвидетельствовал русский посол в Речь Посполитую Федор Желябужский.

О Марине Мнишек известно не только из исторических трудов, она стала ярким персонажем русской литературы. Александр Пушкин считал своей удачей ее образ в «Борисе Годунове». По его мнению, «она была самая странная из всех хорошеньких женщин, ослепленная только одною страстью – честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе». Не обошли ее вниманием и поэты Серебряного века: ей посвятила стихи Марина Цветаева, о ее судьбе есть упоминание в стихотворениях Максимилиана Волошина, а Велимир Хлебников написал поэму «Марина Мнишек».

Теги: арт-мозаика, ВОКГ, живопись
Вологодская областная картинная галерея

Новости по теме