Панельная дискуссия «Что такое промышленный туризм и инструменты его продвижения в российских регионах» прошла в рамках XIII Международного фестиваля туристических кинофильмов «Свидание с Россией».

В обсуждении приняли участие генеральный продюсер фестиваля «Свидание с Россией» Александр Ильин, директор по развитию туризма Фонда развития производственных систем и промышленного туризма «Росатом» Татьяна Меньшикова, эксперт индустрии туризма и гостеприимства, член Гильдии маркетологов России, основатель лаборатории «Клуб молодого отельера» Мария Камшечко, а также представители Департамента культуры и туризма области и предприятия «Фосагро».

Промышленный туризм не предполагает посещение заброшенных производств, как это видится многим. Это прежде всего знакомство с действующими предприятиями, их историей и принципами работы. Но это не просто развлечение: у данного направления есть конкретные практические задачи.

«Промышленности нужны кадры. Ежегодно предприятия недополучают 2 миллиона сотрудников. Если мы не займемся этим вопросом, в течение 5-10 лет у нас не будет кадров. И мы нашли компромисс – это профориентация. Многие, даже закрытые предприятия готовы работать по профориентации, чтобы привлечь будущих работников. Главные показатели результативности промышленных маршрутов – это увеличение числа поступающих в учебные заведения по профориентационным направлениям. Например, на специальности машиностроения, авиационного строения», – отмечает директор по развитию туризма Фонда развития производственных систем и промышленного туризма «Росатом» Татьяна Меньшикова.

Фонд начал активную работу в августе этого года. Специалисты работают в разных направлениях. В том числе ими была разработана программа по созданию научно-промышленных маршрутов, ориентированных на школьников. Маршруты должны строиться по определенной схеме. Еще до посещения предприятия ребенку объясняют, для чего он туда идет и какую пользу от этого получит. В зависимости от возрастной категории формируется маршрут и выбирается подача материала. На третьем этапе идет закрепление информации: проверяется, что ребенок усвоил и осознал.

Такой подход призван помочь школьнику сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

На данный момент по стране разработано около 600 потенциальных маршрутов на предприятия. Передовиком в промышленном туризме Татьяна Меньшикова назвала Вологодскую область.

«Мы работаем по трем направлениям. Во-первых, это промышленные экскурсии с познавательными, историческими и творческими целями. Это позволяет повышать имидж и узнаваемость организации. Во-вторых, это профориентационные экскурсии на предприятия с целью выбора профессии. И третье – это посещение ведомственных музеев», – рассказала ведущий консультант Департамента культуры и туризма области Наталья Волынцева.

Столицей промышленного туризма в области является Череповец. Особым спросом пользуются экскурсии на «Северсталь», где туристам показывают прокат железных листов и другие зрелищные процессы металлургического производства. На Череповецком литейно-механическом заводе можно увидеть, как собираются тракторы. С системой очистки воды знакомят экскурсантов на череповецком «Водоканале». А в лаборатории безопасности «Фосагро» робот Роберт рассказывает детям об угрозах в современном мире.

Самая современная техника МЧС представлена в Арктическом спасательном учебно-научном центре в Вытегре. Там ребята погружаются в профессию спасателя, и некоторые потом выбирают ее в качестве своего дела жизни.

О том как создаются конфеты, школьники узнают на фабрике «Атаг». Также экскурсии проходят на предприятии народных художественных промыслов «Надежда» и фабрике кружевных изделий «Снежинка». Всего в области 47 предприятий, которые принимают или настроены в скором будущем принимать у себя туристов.

Теги: Свидание с Россией
Алина Махлина

Новости по теме