В конце июня в Вологде в Доме дяди Гиляя прошла встреча с писателем Анастасией Астафьевой и журналистом, писателем Ниной Веселовой.

На творческой встрече состоялись сразу две презентации книг: Анастасии Астафьевой «Столетник с мёдом» (лонг-лист международной премии имени Фазиля Искандера 2022 года) и двух сборников прозы и поэзии костромского писателя Владимира Потехина, подготовленных героями встречи.

Приезд писателей в Вологду – часть большого путешествия под названием «За премией». Анастасия Астафьева прокомментировала его так: «Мы путешествовали на машине из Костромской области в Архангельск и обратно. Через Вологду. Я ездила получать премию "Чистая книга" имени Фёдора Абрамова в специальной номинации "За сохранение и развитие традиционных идеалов и ценностей отечественной словесности". Мама, конечно же, ездила со мной».

Тираж премированной в Архангельске в этом году книги «Для особого случая» полностью разошёлся. «Столетник с мёдом», по словам автора, тоже уже раскупили: «Около десятка книг дома осталось. Конечно, радует, что книги расходятся, но больше радует, что книга нравится, что читатели пишут отзывы. Обратная связь для любого автора очень и очень важна. Люди зачастую стесняются высказаться, а автор начинает думать, что не понравилось».

На встрече Анастасия Викторовна читала прозу и поэзию, пела известные эстрадные песни 1980-х, часто передавала микрофон своей маме – Нине Павловне Веселовой, которая в строгих советских традициях воспитывала думающего и творческого ребенка. Об этом, к слову сказать, подробно рассказано во второй повести книги «Столетник с мёдом», название которой уже характеризует образ матери: «Нежной, ласковой самой!»

Роль Нины Павловны в своей жизни Анастасия определила так: «На первых порах, когда я в 15 лет начала по-настоящему что-то пописывать, мама давала мне важные советы, которые я запомнила на всю жизнь. Например, уделять внимание деталям, показывать через них настроение героя, его характер. Но дело в том, что мы с ней работаем в совершенно разных жанрах и стилях, поэтому она, даже всегда являясь первым читателем моих новорожденных произведений, как-то серьезно на них не влияет. Подсказывает отдельные моменты, указывает на откровенные языковые и стилистические ошибки. Ей большое спасибо за то, что она меня всё время расшевеливает, заставляет записывать мысли, посылать рукописи на конкурсы».

Сама Нина Веселова на встрече рассказала о том, как в последние несколько лет в рамках грантового проекта готовила к изданию материалы (прозу и стихи) никому не известного писателя-самородка из костромской глубинки. Разбор сохранившихся тетрадей потребовал долгой и кропотливой работы, часть из которой на себя взяла дочь Ася: расшифровка рукописей, набор и редактура текстов для книги.

Владимир Потехин, живший во второй половине XX века и покинувший этот мир на излёте советской эпохи, в 1990 году – настоящее литературное открытие Нины Веселовой и библиотекаря Надежды Дудиной не только для костромской земли, но и страны. Нина Павловна и Анастасия поставили перед собой задачу донести творчество писателя-самородка до читателей, до библиотек, повсеместно рассказывая об этом авторе, разносторонне развитом деревенском человеке (зоотехнике и агрономе, несмотря на тяжелый сельский труд находившем время для творчества).

«Он повсюду незримо путешествует с нами, – сказала Нина Павловна, – вот и в Архангельск съездил. Люди истосковались по живому, природному слову. Когда мы читаем на встречах его стихи – почти все плачут».

Книги Владимира Потехина – а это сборник стихотворений «Охохонюшки мои» и книга повестей «Скворцы на берёзах», достойны отдельного литературоведческого разговора. Северодвинский писатель Артём Попов сказал о его творчестве в статье «Забыть нельзя» так: «В произведениях Потехина с тонкими художественными деталями описан быт крестьян, сельскохозяйственная работа. Отдельные главы повести «Скворцы на берёзах» носят названия «Боронование», «Окучивание», «Молотьба», «Снопы». Многое из этого ручного труда уже безвозвратно ушло. Проза Потехина – своеобразная литературная энциклопедия жизни крестьянина середины ХХ века, которую можно сравнить с «Ладом» Василия Белова.

В повестях показана трагическая судьба русской деревни, исход людей в города. Потехин предвидел гибель деревни ещё до наступления лихих 90-х».

Сейчас писательницы завершили своё большое творческое путешествие, побывав не только в Архангельске, но и в Северодвинске, навестив в Холмогорах писателя Дениса Макурина, остановившись в Вельске, выступив на родине Фёдора Абрамова в Верколе и в Вологде.

Теги: Анастасия Астафьева
Эльвира Трикоз. Фото Нины Веселовой

Новости по теме