На минувшей неделе завершила работу выездная школареставрации темперной живописи. Образовательная программа была посвящена иконам Русского Севера. Школа – совместный проект Союза реставраторов России, Вологодского отделения СРР и Вологодской митрополии. 

Студентки и молодые специалисты из Москвы, Петербурга, Суздаля и Котласа в течение 10 дней работали под руководством художника-реставратора высшей категории Ольги Соколовой. Реставраторы практиковались на 9 выбранных ими иконах, также были выполнены совместные работы.

С выносным крестом XVIII века работала магистрантка художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Анастасия Гаврилова. На лицевой стороне памятника изображено распятие Иисуса Христа, а на обратной – орудия страстей и сцены событий, принёсших Спасителю физические и духовные страдания в последние дни его земной жизни.

«Здесь очень тонкая живопись. Интересно было выполнять разделку по двойнику (листки серебра, покрытые тонким слоем позолоты с одной стороны). Работа требовала большой аккуратности и концентрации. На красочном слое и позолоте присутствовало много шелушений – всё это укладывалось под чутким руководством Ольги Александровны», – рассказала Анастасия.

В местах взятия проб виден изначальный колер (цвет) креста. Так, постепенно яркость и богатство оттенков проявляются и на других иконах. Стараниями молодых реставраторов раскрыты две трети образа Смоленской Божией Матери. Во всей красе предстали перед присутствующими оттенки розового и голубого на фоне и в одеждах Богородицы. По словам научного руководителя школы Ольги Соколовой, после завершения реставрации икона сможет занять свое место в храме.

Выносной крест XVIII века Выносной крест XVIII века Выносной крест XVIII века. Снятие пробы: 1.0 - слой олифы, 1 - первый слой. Выносной крест XVIII века Выносной крест XVIII века Анастасия Гаврилова Выносной крест XVIII века Работу реставраторов пришел оценить исполняющий обязанности настоятеля Спасо-Прилуцкого монастыря отец Мартиниан Выносной крест XVIII века Образ Смоленской Божией Матери Образ Смоленской Божией Матери Образ Смоленской Божией Матери Образ Смоленской Божией Матери. Снятие пробы на раскрытие

Иконы евангелистов Марка и Матфея отличаются академическим письмом. Автор применял знания анатомии и пластики тела. Точно прописаны складки одежд, тени и полутени, что усиливает реалистичность изображения. Также особенностью этих икон является резьба по золоченому левкасу.

«Левкас золочен по полименту, то есть на него сначала наносится темно-коричневый состав, поверх которого идет позолота, что придает ей деликатный оттенок. Иконы были сильно повреждены плесенью. И сначала мы их дезинфицировали специальным раствором. Антисептик добавляли и в клей, которым пропитывали слои, чтобы предотвратить размножение грибка. Мы очистили левкас и позолоту от пылевых загрязнений, уложили отслоения, так что теперь они не будут осыпаться», – объясняет студентка Суздальского филиала Санкт-Петербургского института культуры Елизавета Бобрикова.

Девушка также занималась реставрацией иконы Архангела Гавриила. В этом случае краска наносилась на позолоту, что создает эффект сияния. Пока он скрадывается потемневшей олифой и виден лишь в местах снятия проб на крыльях и одежде фигуры.

На минувшей неделе завершила работу выездная школа реставрации темперной живописи. Елизавета Бобрикова Апостол Марк Апостол Марк Апостол Марк Апостол Марк Апостол Марк Апостол Матфей Апостол Матфей Апостол Матфей Архангел Гавриил Архангел Гавриил Архангел Гавриил Архангел Гавриил. Проба на раскрытие

Под прессом побывала икона Георгия Победоносца. В укреплении нуждалась ее основа. «Отошла левая часть доски – пришлось ее склеивать. Более крепкий клей был подведен в местах, где идет соединение досок. Мы сделали профилактические заклейки и поставили икону под пресс, укрепили красочный слой. Сделали пробы. Поскольку икона выполнена в технике масляной живописи, раскрывать ее будет сложнее: переходы очень плавные», – отмечает студентка художественно-промышленной академии Елизавета Петрищева.

Под двумя слоями записей скрывалась авторская живопись на иконе с изображением белозерских и кирилловских святых. Пробные раскрытия делались под руководством наставника. «В процессе работы стали видны красные большого размера буквы вместо маленьких черных, но ниже обнаружен еще один слой с авторскими буквами черного колера, а на одеждах святых – серебряные разделки, так называемый, ассист», – отмечает научный руководитель Ольга Соколова.

Укрепляла слои на иконе студентка из Котласа Рената Зельберг.

Немало сил и времени у молодых реставраторов заняло извлечение гвоздей, так как за неимением специальных креплений в храмах к иконам прибивали гвозди и обматывали их проволокой.

Полностью отреставрировать все иконы за 10 дней не представлялось возможным. Студенты выполнили лишь противоаварийные операции. Заканчивать работу предстоит уже профессионалам.

«Наши храмы наполнены искусством иконописцев разного времени, которое история пронесла и сохранила через века. Среди них работы известных мастеров, чудотворные иконы и совсем не изученные, но нуждающиеся в реставрации. Красота наших северных храмов не только в архитектуре, но и в их интерьерах: удивительная настенная живопись, резьба деревянных иконостасов, иконы. Их восстановление позволяет вернуть церквям былое величие, а знание глубины православных традиций помогает сегодня укрепиться в вере, любви, быть духовно богаче и увереннее в завтрашнем дне», – считает реставратор Ольга Соколова.

Теги: Спасо-Прилуцкий монастырь, икона, реставрация
Алина Махлина

Новости по теме