Премьера спектакля «Накануне» прошла в Камерном театре в Вологде. 

Главную героиню Настю зритель застает в волнительный момент – ей вот-вот сделают предложение. Молодой человек опаздывает, но намекает, что вечер будет судьбоносным. В это время перед мысленным взором девушки проносится весь коллективный опыт человечества.

Голоса близких людей советуют не медлить, а в психологическом подкасте рассуждают о том, что сейчас в браке уже нет необходимости. В ленте мелькают цитаты Льва Толстого – самого внушительного классика среди тех, кто смотрел на Настю из рам в кабинете русского языка и литературы. А из глубин родовой памяти звучит старинный причет о «чужом чужанине», который из родного дома увезет. Нити смыслов переплетаются и путаются в голове прежде, чем Настя принимает решение...

Спектакль ставился по пьесе драматурга Дмитрия Мухина. В работу шел десятый вариант сценария.

«Это размышление о человеке, который, с одной стороны, стоит перед личным выбором. С другой – этот выбор совершается под давлением общества и среды. Мы прошли через длительный процесс поиска, история родилась в совместных обсуждениях. Фольклор и традиционные мотивы служат в ней фоном», – рассказывает Дмитрий Мухин.

Кто она современная невеста? Принцесса, ожидающая в башне, или богатырша, которую нужно одолеть в состязании? Как меняется ее жизнь после свадьбы? Исполнительница главной роли и режиссер Мария Иваненко прочувствовала эти переживания и перемены на себе. В процессе работы над спектаклем ей сделали предложение, а свадебное платье впоследствии стало реквизитом.

 «Когда я его заказывала, уже знала, что оно будет играть в спектакле. На репетициях сопоставляла текст со своими эмоциями. Но собственным опытом не ограничивалась – хотела исследовать, как это происходит у других. Начиная с древних представлений о том, что женщина, выходившая замуж, умирала для своего рода и переходила в другую жизнь. Дальше женские образы из романов, известных по школьной программе: читая, мы себя представляем Кити Щербацкой или Анной Карениной, Наташей Ростовой. Также я общалась со знакомыми на тему: а как вам делали предложение? Важно ли для вас это? Кому-то достаточно разговора на кухне, а кто-то предпочитает, чтобы все было традиционно, с кольцом. В современном человеке, к сожалению или к счастью, все эти пласты соединяются», – поделилась Мария.

 Наивное детское альтер эго героини на сцене воплощает хореограф Полина Афанасова. Для нее это был первый выход на сцену в качестве драматической актрисы. Она же ставила танцы.

Литературной основной спектакля послужили дневники Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны. Они же были отправной точкой и вдохновили на создание постановки. Идея родилась у Марии Иваненко во время посещения Ясной Поляны и прослушивания аудиоспектакля Евгения Маленчева, созданного для фестиваля «Толстой Weekend». Чувства и мысли Софьи Андреевны и ее мужа после венчания звучат в кульминационный момент постановки.

По спектаклю «Накануне» рассыпаны литературные цитаты. Напоминанием об «Анне Карениной»  и о сценариях, которым мы следуем в своей жизни, служит игрушечный поезд. Он двигается по сцене. О влиянии печатного слова на умы говорят письма современниц Льва Толстого. Молодые девушки отзываются на «Крейцерову сонату», негодуя, что повесть разрушила их мечты о браке мыслью о том, что мужчинам нужна самка, а не женщина. Дополняют ассоциативный ряд мысли из трудов филолога, фольклориста Владимира Проппа о типах женских персонажей в сказке.

Противоречивый внутренний мир главной героини на сцене визуализируется через проекции на простынях и необычные декорации вроде дерева с узелками-мыслями и чем-то средним между табуретом и шкафчиком из переработанного пластика.

Показы спектакля «Накануне» продолжатся в следующем году.

12+

Теги: Мария Иваненко, Камерный драматический театр, Дмитрий Мухин
Алина Махлина

Новости по теме