Премьера спектакля «ОнегиN» по мотивам романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина состоялась в Вологодском театре для детей и молодёжи.

Жанр, определенный как сочинение на свободную тему, переносит зрителя за парту. Классический текст в постановке подается через призму восприятия современного школьника Жени Онегина (Василий Лимонов), которому интереснее «залипать» в телефоне и слушать музыку, а не занудные речи учительницы. И, конечно, его мало волнует, что там написано в романе «Евгений Онегин». Поначалу…  

Спектакль может несколько озадачить зрителя, настроенного на классическую интерпретацию, погружение в атмосферу XIX века и строгое воспроизведение особенностей этой эпохи. Общая ироничная интонация постановки отчасти созвучна пушкинской иронии (а ее в романе немало!), но в большей степени соответствует отношению к жизни современной молодежи. В действо включаются нарочито современные детали, при этом авторский текст романа остается неприкосновенным.

Зачем пушкинским героям праздничные колпаки и «Валенки», почему нужен барабанщик, объясняющий текст, и каково это – шалить с «солнцем русской поэзии», рассказал cultinfo режиссер спектакля Евгений Зимин.

В спектакле главным героем становится школьник Женя Онегин. Для чего он появляется в этой истории и как взаимодействует со своим тезкой Евгением Онегиным?

Школьник становится нашим проводником в мир романа. Это своеобразное путешествие Алисы в страну чудес. Женя погружается в предлагаемые обстоятельства и начинает жить жизнью главного персонажа романа, проигрывает ситуации, с ним происходящие, и эта игра его увлекает. Ученик проникается симпатией к своему герою и его положению: он выше общества и его предрассудков, в него влюблена девушка. Но в какой-то момент игра приводит к необратимым последствиям. Онегин бы и хотел что-то изменить, но становится рабом своего образа.

В финале школьник открывает для себя этот роман по-новому, понимает, что текст не устарел. Да, изменилась одежда, речь, но не сами ситуации. Хотелось бы, чтобы этот путь вслед за Женей прошел и зритель.

На какую аудиторию рассчитан спектакль?

Мы видели своим основным адресатом прежде всего молодежь. История-то по сути молодежная. Действующие персонажи – их ровесники: Татьяне – 17 лет, Ленскому – 18 лет, Ольге – 16 лет. Онегин самый старший, он здесь выступает в роли опытного человека – ему 20 с небольшим. Мы попытались обнажить их мотивацию, посмотреть на героев как на живых людей – вообще посмотреть на роман с другого ракурса. Почему, собственно говоря, в названии спектакля у нас присутствует латинская буква N на конце – это некая неизвестность, загадка, неизвестный Онегин.

Что мы знаем о нем? Онегин вырос в петербургском обществе, и главное, чему его научили – это казаться. Когда  начинаешь анализировать его образ, понимаешь, что за ним ничего не стоит. Пушкин в первой главе дает исчерпывающий набор навыков: он знает язык, хорошо танцует и непринужденно кланяется. Еще Онегин владеет «наукой страсти нежной» и может легко добиться расположения женщины. Этого достаточно, чтобы произвести впечатление. Татьяна, придя к нему в дом, находит его книги и понимает: всё, что он говорил, это цитаты: «Уж не пародия ли он?»…

Во время работы над спектаклем многие вещи открывались по-новому. Относительно этого романа у нас присутствует некая иллюзия знания. В Ленском, к примеру, мы привыкли видеть погибшего гения, некоторые даже проводят параллели с самим автором. Но Пушкин даёт понять, что Ленский пишет весьма средние стихи, состоящие из набора романтических штампов, но при этом считает себя поэтом. Автор иронизирует над этим персонажем.

Почему на сцене герои романа XIX века вдруг надевают современные бумажные колпачки на балу?

Мы не стремимся в XIX век, мы раскрываем ситуацию так, как, на наш взгляд, это происходило бы сейчас. Костюмы условны. Мы смотрели на них также глазами школьника, который знает, что в то время носили фраки и цилиндры, а покрой его мало интересует. 

Мы показываем, как близкие и друзья готовят Татьяне сюрприз на именины. Они трогательно организуют для нее поздравление, поют ей каравай. Такого во времена Пушкина не было – это уже наш ассоциативный ряд. Специально мы ничего не осовремениваем, но стараемся приблизить происходящее к зрителю. Артисты танцуют полонез, но музыка и характер движений более ритмичные, чтобы воссоздать атмосферу деревенского праздника.

Я исхожу из того, что Александр Сергеевич любил хорошую шутку, любил поёрничать и всё перевернуть с ног на голову. Мы не беремся воспроизвести роман на сцене досконально – мы играем с Пушкиным. Шалим, но с большой любовью и пиететом, сохраняя текст. За Пушкина ничего не дописываем – упаси, боже! Мы долго работали над произношением, расставляли акценты, чтобы авторский текст прозвучал идеально.

На мой взгляд, роман «Евгений Онегин» – мистификация, литературная игра, которая читателям начала XIX века была понятна, так как они жили в той эпохе и понимали контекст. У современного читателя в силу того, что в романе масса непонятных заимствованных слов и незнакомых фамилий возникают сложности с пониманием, тем более у школьников. Иногда доходит до смешного: «аглицкий сплин» вызывает ассоциацию с музыкальной группой.

Поэтому мы позволяем себе делать своеобразные «сноски» по ходу спектакля и толковать определенные слова: что такое почтовые, кто такая Филлида. Но делаем это в тех случаях, когда это важно для понимания происходящего.

Рефреном через весь спектакль проходит песня «Валенки». Тоже часть игры?

 «Валенки» мы взяли как эквивалент русской народной песни. Кроме нее, мы используем «цитаты» из знаменитой оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», например, берем арию Ленского и другие произведения, придавая им другой характер звучания, адаптируя под нашу историю. Аранжировки создавались специально для спектакля Антоном Чекавинским.

В декорациях тоже скрыты цитаты?

В оформлении хотелось воздушности и прозрачности, поэтому декорации у нас мобильные. Фигуры на сцене – своеобразные штриховые портреты, стилизованные  под зарисовки самого Пушкина. Таким образом мы как будто заглядываем между строк и попадаем внутрь романа.

Следующие показы премьерного спектакля ТЮЗа «ОнегиN» состоятся 28 апреля и 12 мая. Правда, мест уже нет: аншлаг!

12+

Теги: ТЮЗ, премьера, Пушкин
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме