Картина «Ада» режиссера Станислава Светлова стала победителем сразу в двух номинациях Фестиваля молодого кино VOICES в этом году: «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».

Картина подкупает простотой и душевностью. По сюжету, главная героиня Ада растет с мамой в маленьком городке на берегу Оки. Она отправляет бумажные письма без адреса китам, медузам и папе, которого никогда не видела. Мама говорит, что отец Ады весь мир, а Витальевна она потому, что это красивое имя означает жизненную силу. Режиссер фильма отмечает, что имена и отчества в фильме важны, так как они неотъемлемая часть русской культуры.

Ада значит украшение, и она украшает город своими поступками – пусть и наивными, а где-то и противоправными с точки зрения взрослых: разбить бутылки с алкоголем в магазине, чтобы дедушка любимого человека перестал пить, или целовать бетонный бакен, чтобы мама была счастлива.

Фильм играет всеми красками осени – это переходный период, который наступает и в жизни 12-летней героини. Она еще только учится любить, прощать и принимать решения. Для исполнительницы роли Ады Маши Кожуханцевой это был дебют. Ее выбрали среди сотен детей, хотя портфолио изначально было отсортировано в папку «Не на главную роль». На фото была почти наголо побрита, как оказалось, на такой шаг она решилась ради съемок социального ролика. Ее смелость и естественность на пробах покорила съемочную группу. Хотя на роль пробовались «кинодети» с внушительным послужным списком.

Кроме мамы, в жизни Ады появляется и еще один близкий человек – будущий отчим и учитель во всех смыслах Эдуард Сергеевич. Он приехал в маленький город издалека. Эта роль также была первой для ее исполнителя – артиста театра кукол Михаила Ложкина, и, к сожалению, последней. Михаила не стало в конце июня этого года. Показ фильма в Вологде режиссер Станислав Светлов посвятил памяти актера.

Соавтором сценария выступил поэт и прозаик Денис Осокин. Он также работал над сценариями к фильмам Алексея Федорченко «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари» и «Ангелы революции».

Действие фильма происходит на фоне природы, для которой «10 тысяч лет еще сегодняшний день». Особую атмосферу создает музыка: творит чудеса на балалайке с электронной обработкой виртуозный музыкант Алексей Архиповский.

Съемки проходили в городе Горбатове на Оке. В Нижегородской области – это самый малочисленный город – всего около 2000 человек. Команда уложилась в 15 съемочных дней не без помощи местных жителей.

Для выпускника ВГИКа, режиссера Станислава Светлова это дебют в полнометражном кино. Премьера «Ады» состоялась на Московском международном кинофестивале, также картина стала единственным российским участником Международного фестиваля детского кино в Пекине.

Об учебе во ВГИКе, эстетике провинции и восточной философии режиссер рассказал cultinfo.

Во ВГИКе вы учились в мастерской режиссера Владимира Меньшова. Расскажите, каким он был наставником?

Я очень горжусь этим фактом своей жизни и при случае всегда об этом упоминаю. След во мне он оставил безусловно. Он не был таким педагогом, который задавал нам домашнее задание, проверял, требовал или читал лекции под диктовку, чтобы мы перенимали его опыт. Он был скорее художественным руководителем, духовным наставником. Он подавал пример именно своей личностью, своими поступками, своим авторитетом, творческим вкусом и своими решениями.

Мне еще посчастливилось работать с ним вместе на съемках документального фильма к 100-летию ВГИКа. Он для меня ориентир в творчестве. Очень люблю его фильмы, которые просмотрел еще задолго до поступления в вуз вместе с семьей. И до сих пор, если по телевизору идет «Любовь и голуби» или «Москва слезам не верит», я всегда включаю и смотрю, потому что считаю их одними из лучших фильмов, снятых в нашей стране.

Перед тем как окончить ВГИК, вы получили другую специальность «режиссер представлений и праздников» в СПбГИК. Работали ли в этой сфере и как этот опыт отразился на вашем творчестве?

Вообще это стало моим любимым делом, которым я продолжаю иногда заниматься: организовывать разные фестивали, церемонии открытия. Делал когда-то городские масленицы в Петербурге. Во время учебы мы много ездили с курсом на фестивали, на фольклорные, в том числе, организовывали их. На одном из таких фестивалей в Республике Коми я познакомился с будущей женой Ксенией, которая сейчас участвует во всех моих фильмах в качестве помощника режиссера, скрипт-супервайзера или ассистента по актерам, но всегда является моей помощью и моим вдохновением.

Я очень дорожу своей первой специальностью, и эта деятельность плавно перетекает в кино. В моих фильмах есть ее отголоски.

Праздник – это не только социально-культурное явление, это еще и состояние души, которое объединяет людей. Мне кажется, у нас в России есть свой культ праздника.

В «Аде» у нас показан самобытный праздник ухи, на котором водят хороводы, дерутся мешками. Мы его придумали, но он мог бы существовать. Таких городов как Горбатов тысячи по всей России, и в каждом есть свои праздники: обычные календарные и местные. Было бы интересно, если бы жители Горбатова переняли этот праздник. А у них есть к этому все предпосылки: там действительно много рыбы, делают уху.

На празднике в фильме выступает настоящий фольклорный ансамбль «Кудесы» – это наши большие друзья из Великого Новгорода. Песню «Горит дом, горит два» они записали в фольклорной экспедиции. В основе ее лежит реальное событие: сгорела деревня, и люди по мотивам сочинили песню. Но, как ни парадоксально, лирическую героиню больше волнует не сам пожар, а любовь, которую она не может найти.

Снимать сам праздник приходилось в дождь и в холод, несмотря на то, что до этого была прекрасная погода. Местные жители, задействованные в съемках, стойко выдержали это испытание. Все были в дождевиках. Но этот момент тоже создавал свое особое состояние. В этом вся жизнь с ее непредсказуемостью.

Видели ли сами жители этот фильм?

Еще нет, но очень хочется им показать. Я думаю, как только пройдут все фестивальные премьеры, мы обязательно туда специально поедем. Там проблематично найти большой экран, потому что в городе нет кинотеатра – только полуразрушенный клуб. В школе есть проектор. Надеюсь, что-нибудь организуем и покажем фильм местным жителям.

Они принимали активное участие в процессе создания фильма: в роли одноклассников Ады снимались учащиеся горбатовской школы, прохожие и дворники в фильме – все местные, также жители помогали на буфете, были водителями. Многие уже опытные «киношники» и знают, что к чему. Мы жили в местном санатории, снимали там и в местной школе. Никто в Горбатове не остался равнодушным.

Могут ли повлиять съемки на развитие маленького города?

Есть прекрасные примеры. Тот же Андрей Звягинцев постоянно рассказывает о них. В Териберке, где снимался «Левиафан», теперь развивается туризм, туда приезжают люди. И это всё благодаря фильму.

Было бы здорово, если бы кто-то решил провести свой отпуск в Горбатове, пройти по Окской тропе, посмотреть на все эти красоты. У города уже есть своя киноистория: там проходили съемки картины «Овсянки» Алексея Федорченко, снимались несколько сцен из фильмов Никиты Михалкова.

В фильме «Ада» звучит фраза из знаменитого трактата «Дао дэ Цзин» китайского мудреца Лао Цзы (Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной). На ваш взгляд, насколько близка восточная философия российскому кино?

Я думаю, что вообще в нашей культуре много восточного – даже больше, чем западного. В плане философии и образа жизни. У нас большая страна, которая распространяется в сторону востока. Но при этом у нас в кино, в основном, принято ориентироваться на Запад и снимать фильмы в Москве про жителей больших городов.

Восточная философия учит обращать внимание на красоту, сопоставлять свою жизнь с природой, с природными явлениями, понимать, что наша жизнь, также как и у природы, изменчива, красива, в ней есть рождение и смерть.

В этом плане мне ближе эстетика провинции. И здорово, что сейчас идет развитие в этом направлении, набирает обороты региональное кино. Появляются фильмы, которые сняты в разных краях России. Это тоже часть нашего менталитета, часть нашей культуры, которая должна просачиваться через фильмы.

Есть ли у Вологды шансы попасть в кадр?

Да, в этом городе прекрасные локации. У нас была прогулка по реке Вологде, и я смотрел на берега с прицелом, что это могла бы быть кинолокация. Красота есть везде – это вопрос взгляда. А в Вологде ее старые улочки, дома, природа вокруг – безусловно, всё это может стать декорациями к фильму.

Вы упомянули, что прямо с фестиваля уезжаете в Петербург на съемки фильма с рабочим названием «Волонтер». Можете ли поделиться некоторыми подробностями об этом проекте?

Расскажу, что на данный момент возможно. Сценарий написал Александр Рогожкин еще в 2011 году. В тексте есть очень много того, что мы его называем «духом Рогожкина». Этот сценарий долго лежал, ждал своего часа и дождался меня, по всей видимости. Не знаю, насколько удалось нам этот дух Рогожкина перенести в фильм, но тот факт, что автора нет, а его история жива и снимается, это уже очень здорово.

Съемки сейчас идут в Петербурге. С нами туда отправляется исполнительница главной роли в фильме «Блажь» Мария Лукьянова. У нас осталось несколько съемочных дней.

Теги: VOICES, кино
подготовила Алина Махлина

Новости по теме