В Год педагога и наставника, да еще в преддверии начала нового учебного года, самое время предоставить слово самим наставникам. В этом году образцовый оркестр народных инструментов вологодской Детской музыкальной школы № 4 – коллектив, хорошо известный и любимый в Вологде и за ее пределами, постоянный участник и призер множества конкурсов и фестивалей, популяризатор народных инструментов и народной музыки в детско-юношеской среде отмечает круглую дату. 10 лет руководителем коллектива является Ирина Николаевна Коркина, до этого больше десятилетия возглавлявшая в поселке Огарково Вологодского района оркестр русских народных инструментов «Вдохновение». Выпускница Вологодского музыкального училища (ныне – колледжа искусств), а затем – музпеда Вологодского пединститута, она с детства мечтала быть пианисткой, но жизнь распорядилась иначе. Вся ее творческая судьба оказалась связанной именно с народными инструментами и несколько поколений учеников благодаря ее педагогическому мастерству и таланту также влюбляются в красоту их звучания. А кто-то и выбирает музыку в качестве дальнейшего жизненного пути.

Ирина Николаевна, 10 лет в оркестре – хорошая дата. Для начала – как вы попали в коллектив и чем он живет?

В музыкальную школу № 4 меня пригласили работать в 2013 году. И сразу была задача – подготовить выступление оркестра (тогда это был небольшой состав, человек 20) к юбилейному концерту школы в ноябре. До этого я 11 лет работала с самодеятельным оркестром в ДК Огарково и два года руководила оркестром в музыкальной школе №1.

Состав оркестра каждый год меняется. Приходят новые ребята, а выпускники помогают. Конечно, есть основной «костяк», в том числе из учителей: многие годы в оркестре играет на балалайке-контрабасе Ирина Александровна Паничева, партию гуслей исполняет Ольга Анатольевна Ганичева. Но всегда основная задача – партия баяна, которую первоначально играл наш преподаватель – Шумилов Борис Евгеньевич, дорогой, душевный человек, к сожалению, ушедший из жизни в 2021 году. Сейчас в оркестр мы приглашаем педагога из Вологодского колледжа искусств – Михаила Вячеславовича Наумова. Первая партия баяна трудная, не каждый справится. Порой выручают студенты-баянисты музколледжа. И многие годы вторую и третью партию баяна исполняет Егор Киселев, наш ученик и выпускник.

За 10 лет мы с оркестром побывали с выступлениями во многих городах России – в Петрозаводске, в Санкт-Петербурге, в Казани, Иваново, выступали в Ярославле, Череповце. Ездили и по Вологодской области.

Выступление оркестра на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей на народных инструментах Веры Городовской. Ярославль, ноябрь 2022 Выступление оркестра на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей на народных инструментах Веры Городовской. Ярославль, ноябрь 2022 Выступление оркестра на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей на народных инструментах Веры Городовской. Ярославль, ноябрь 2022

Какое из этих выступлений было самым трудным, а какое самым необычным и успешным?

Каждое выступление – дело ответственное. Никогда не можешь быть на 100% уверенным в исполнении, так как результат зависит от очень многого. Непривычность новой сцены, акустика... А когда ещё играли без акустической репетиции, то есть сразу выступали, то это было самым волнительным. Так было в Петербурге и Ярославле.

Конечно, любые путешествия не обходятся без переживаний. Всегда думаешь, чтобы все было хорошо с ребятами, чтоб никто не потерялся, не заболел.

Самая интересная поездка была в Казань, там нашему коллективу дали Гран-при. Это был 2019-й год. Длинная дорога на поезде с инструментами, с пересадкой в Москве. Было много интересных и смешных моментов, например, когда на вокзале гусли не помещались на багажную ленту. Один из ребят пошутил: «Музыка – без границ». Похоже назывался петербургский конкурс: «Территория музыки – без границ», в котором мы участвовали как раз до поездки в Казань.

И можете представить, как со стороны всегда необычно выглядит коллектив с заплечными чехлами. Иногда ведь состав оркестра занимает почти целый вагон, на самых верхних полках – инструменты, дети свободны от школ и счастливы путешествию…

Творческий пикник. Вологодский район, июнь 2023 Творческий пикник. Вологодский район, июнь 2023 Творческий пикник. Вологодский район, июнь 2023 Творческий пикник. Вологодский район, июнь 2023

Всё же важна свобода передвижения. Как коллектив пережил период пандемии? Ведь тогда не было возможности собираться вместе, а тем более выезжать за пределы города.

В пандемию использовали Zoom. Ребята прорабатывали свои партии, самостоятельно настраивали инструменты, каждый мог больше времени посвятить выучиванию партии наизусть. Конечно, видеосвязь – совсем другой формат работы, но ребятам было весело смотреть друг на друга в домашних условиях, кто на стуле, кто на кровати, кто ест... Когда вышли в обычный режим, поначалу им было непривычно слышать совместное исполнение. Все сделали вывод: как здорово и красиво звучит музыка в исполнении всего состава в зале.

К слову, в тот период, несмотря ни на что, мы смогли поучаствовать в нескольких заочных всероссийских и международных конкурсах – в Ельце, Набережных Челнах, Череповце, даже в Финляндии.

Сами вы на каких инструментах играете?

Я играю на домре, балалайке, гитаре, немного на фортепиано.

Есть в музыкальной среде такое понятие «музыканты шутят». Вы с оркестром что-то подобное делали во время выступлений?

Пошутить – это всегда интересно. Была в нашем репертуаре пьеса «Телега», там ребята мяукали, хрюкали, гавкали, мычали – так сопровождали пение солистов (мы ее исполняли с ансамблем мальчиков нашей музыкальной школы). Вообще, произведения с голосовыми репликами всегда интересны. А выступая с «Сельским клубом» Евгения Дербенко, мы проинсценировали музыку: ребята здорово пританцовывали, сидя на стульях, и даже мне пришлось на сцене потанцевать. Было забавно.

Каково быть руководителем и дирижером оркестра? Это выбор, долг, служение? Как вы для себя это определяете?

Каково быть руководителем и дирижёром? Хороший вопрос. Наверное, в юности никто не знает, что ждет в будущем. Порой очень трудно выбрать специальность. В моем случае так и было. Учась в музыкальной школе, я не думала себя связывать с музыкальной профессией, хотя очень любила петь. Мой преподаватель по специальности Наталья Михайловна Ситникова предложила попробовать поступить в музыкальное училище. Поступила, отучилась, по распределению поехала работать в Вельск. Там, играя в школьном оркестре, тоже не знала, что сама когда-то стану дирижёром и руководителем. Первый опыт был в Огарково. Пригласили вести гитару в ДК. Там на чердаке (в костюмерке) я увидела старые пыльные, «голые», подвешенные на верёвках к балкам родные инструменты! У меня сердце заликовало. Целый оркестр инструментов! Там когда-то давно (в 70-е годы) был коллектив, но руководитель ушел и все... Мне сказали: «Если наберёшь детей, занимайся». Обойдя все классы в огарковской общеобразовательной школе, я нашла много ребят, желающих играть. За месяц они отработали основные приемы игры, поняли музыкальную грамоту, и мы выступили на сцене ДК с небольшими пьесами. Это было здорово! Вот так я стала и руководителем, и дирижёром, и по-другому себя уже не представляю.

Для меня это стало жизнью. Работа с коллективом, конечно, забирает очень много эмоциональных, физических сил, но без этого жить скучно. Так здорово видеть, как дети, неуверенные, сомневающиеся, неразговорчивые, вдруг меняются на глазах. В коллективе благодаря совместной работе, общей цели происходит раскрытие прекрасных качеств, дети самоутверждаются, учатся быть внимательными к другим и многому другому. Музыка всех объединяет!

Поездки оркестра Поездки оркестра

Сколько детей за 10-летнию историю коллектива играло в оркестре? Получается, это дети разных поколений. Юные оркестранты тогда и сейчас отличаются?

За 10 лет в нашем коллективе играло более 100 человек. Конечно, тогда и сейчас дети разные. Сейчас дети более открытые, свободные, порой приходится больше времени тратить на дисциплину. Но опять же – коллектив формирует личность. И главное – терпение. Результат всегда прекрасен! Так приятно, когда именно дети исполняют музыку, когда они становятся «податливой глиной», когда они звуком отражают жест дирижёра, это так здорово!

Какая-то часть из них выбрала музыку в качестве дальнейшего жизненного пути?

Семь участников оркестра разных лет решили стать профессиональными музыкантами. И ещё у некоторых ребят есть такая цель.

А какие еще профессии выбрали ваши ученики? И как на них повлиял опыт общения в оркестре?

Есть ребята, которые получают среднее специальное образование по разным профессиям, есть те, кто учится на учителя, инженера, врача, художника, военного… Некоторые выпускники школы еще выбирают профессию.

Думаю, лучше об опыте общения расскажут сами дети. У некоторых я спросила заранее – вот что они ответили.

Анастасия Иванова (студент ЯГПУ им. К. Д. Ушинского): «Во время учебы в музыкальной школе я понимала, что не свяжу свою будущую деятельность с музыкой. Поэтому поступила на филологический факультет, получаю профессию учителя русского языка и литературы. Но соприкосновение с музыкальным искусством не прошло бесследно. Я рада, что участвовала в жизни музыкального коллектива, общалась с творческими людьми. Работа в оркестре может научить многому».

Елизавета Иванова (студентка СПбГИКиТ): «Я выбрала профессию звукорежиссера. Опыт работы в оркестре повлиял напрямую. Я решила заняться концертной звукорежиссурой, отстраивать музыкантов на сцене. Интересно работать с коллективами, а не с одним исполнителем».

Александр Титов (студент ВоГУ): «Опыт общения в оркестре оставляет замечательные впечатления, такие, которые нельзя получить ни в какой другой сфере. Я до сих пор помню дни, проведенные на выступлениях в Вологде, в Санкт-Петербурге, в Казани, в Ярославле. Коллектив, с которым мы выступали, замечательный, общительный, ответственный, надеюсь, мы будем также общаться даже после ухода из оркестра некоторых ребят. Я очень рад, что смог играть в оркестре на протяжении стольких лет».

Выступления оркестра Выступления оркестра Выступления оркестра Выступления оркестра Выступления оркестра Выступления оркестра Выступления оркестра

Николай Будилов (студент СПбПУ Петра Великого): «Опыт общения заставил меня пересмотреть позицию на жизнь, а главное – научил быть открытым. Я сейчас, и я тогдашний – это два разных человека».

Михаил Станкевич (фельдшер): «Главное, как я понял, даже не партия и ноты, а то как ты чувствуешь и слышишь каждого участника оркестра. И это пригодилось. Я выбрал профессию, связанную с медициной, и опыт, который приобрел в оркестре, дал мне множество возможностей развиваться, не только в сфере медицины… Я очень рад, что был частью этого оркестра и очень рад, что он процветает и дарит хорошие эмоции людям».

Василий Теленков (преподаватель по классу гитары, выпускник Вологодского музыкального колледжа этого года): «Я выбрал музыку, стал артистом и преподавателем. А оркестр помог мне развить свои коммуникативные способности, научил играть в коллективе. Там я познакомился с новыми для себя инструментами».

Наш земляк Валерий Гаврилин говорил, что музыка – «одно из полей сражения духовного с бездуховным, сражение двух начал – животного и разумного, эгоистического и братского». И если она будет «употреблена в правильное дело», будет вести к добру, то светлое в человеке победит. Вы согласны?

Конечно, есть разная музыка, разные стили, как и разные люди. Мы выбираем ту музыку, которая нам по душе. Играем произведения русских и зарубежных классиков – Иоганнеса Брамса, Луиджи Боккерини, Георгия Свиридова, Василия Андреева, Николая Будашкина; композиторов-современников – Веры Городовской, Евгения Дербенко, Александра Билаша, Виктора Темнова, Александра Шалова, Геннадия Гладкова.

Да, музыка лечит. Но порой молодежь выбирает агрессивную музыку, и она влияет на их мысли и дела. Но кто может запретить сочинять такую музыку?.. Только сам человек делает выбор, и помогают в этом родители, учителя, образование, круг друзей. И как здорово, что наши дети соприкасаются с прекрасной, чистой музыкой. Да, музыка – это дар от Бога! Этим даром нужно правильно пользоваться, стремиться всем к добру.

Теги: Год педагога и наставника, ирина коркина, ДМШ
Эльвира Трикоз

Новости по теме