Реконструкция свадебного костюма, в котором красовались крохинские невесты больше 100 лет назад, является частью уникального проекта Фонда «Крохино». Идея проекта «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленному селу Крохино» возникла благодаря находке в Российском государственном архиве литературы и искусства – заветной папке с записями текстов крохинских свадебных песен. Они были записаны в начале ХХ века писателем Иваном Порошиным, уроженцем Крохинского посада – в те времена одного из крупнейших населенных пунктов Белозерского уезда Новгородской губернии.

Партнёром Фонда «Крохино» в этом проекте, который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стала Студия по изучению, возрождению и развитию национальных традиций «Русские начала». Основанная в 1999 году, она объединила мастеров, которые воссоздают народный костюм на основе детального изучения этнографических образцов, хранящихся в российских музеях. Причём воспроизводится не только внешний вид отдельных предметов, но и вся технология их создания: мастерами Студии восстановлены традиционные техники вышивки, ахолсти пестрядь для рубах и сарафановони специально ткут на старинном ткацком станке. Среди фольклористов и этнографов Студия «Русские начала» давно известна и пользуется заслуженным авторитетом. В копилке ее наград – звание лауреата (2004 г.) и четыре Гран-при Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» (2006, 2008, 2012, 2016 гг.). С 2009 года Студией руководит Татьяна Робертовна Валькова, лауреат Премии Правительства РФ.

В конце августа мастера Студии по приглашению Фонда «Крохино» предприняли «десант» в Вологодскую область, чтобы изучить предметы народного костюма, хранящиеся в фондах музеев Белозерска, Кириллова и Череповца. Благодаря заинтересованному отклику музейщиков, предоставившим предметы для изучения, за три дня мастерам удалось составить подробные описания сарафанов, женских и мужских рубах, кофт, поясов и потрясающих по своей красоте головных уборов.

«Мы давно хотели поработать с этнографическими образцами Белозерского и Кирилловского уездов Новгородской области, – говорит Татьяна Валькова. – Публикаций о традиционном костюме этой территории очень немного, а нам всегда интересно добывать информацию самим, поэтому мы и решили поддержать Фонд «Крохино», который предложил нам этим заняться. В предметах, с которыми мы поработали в музеях Вологодчины, нас многое заинтересовало – например, покрой женских рубах, форма и орнамент кокошников-шапочек. Многие их этих вещей послужат основой для реконструкции крохинского праздничного костюма конца XIX – начала ХХ века».

Столь насыщенная исследовательская работа была бы невозможна без активной помощи и участия руководства и сотрудников Белозерского областного краеведческого музея, Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Череповецкого музейного объединения; идею поддержал также Департамент культуры Вологодской области.

«Мы очень рады отклику коллег из музеев Белозерска, Кириллова и Череповца, – подчёркивает директор Фонда «Крохино» Анор Тукаева. – Для нашего проекта было важно не только содействие работе в музейных фондах, но и профессиональноеучастие музейных сотрудников, досконально знающих свои коллекции и готовых ответить на любой вопрос. Такую помощь невозможно переоценить! Надеемся, что эта исследовательская работа станет нашим общим вкладом в дело изучения и сохранения традиционной народной культуры Вологодской области».

Теперь мастерам Студии «Русские начала» предстоит «камеральная» работа по осмыслению собранной информации, разработке эскизов костюмов и непосредственно реконструкция тканей и комплектов одежды. Костюм крохинской невесты, воссозданный по образцу музейных предметов, станет одним из результатов проекта по возвращению памяти селу Крохино, затопленному в начале 1960-х при строительстве Волго-Балтийского водного пути.

Теги: Крохино
Благотворительный фонд «Центр возрождения культурного наследия «Крохино»

Новости по теме