Накануне в Вологде прошла экспериментальная музыкальная лаборатория «Звук Вологды». Участниками лаборатории стали пять музыкантов из Вологды, Сочи, Владимира, Череповца и Санкт-Петербурга. В течение трех дней они посещали знаковые места города. Музыканты записали звуки колокола, часового механизма, станков подшипникового завода, мест в районе Каменного моста и строящегося Некрасовского моста, на улице Поэта Романова, у Музея кружева, в Семенково.

«Безумно интересный опыт, крутые люди рядом, хорошая погода, поддержка Администрации Вологды, видеосопровождение, уютный маленький город – все это позволило нам максимально отвлечься от внешнего мира и погрузиться в атмосферу звуков города, звона колокольчиков, вологодского пения, журчания речки, ритмичного стука и монотонного шума заводских станков. Все устали, не спали ночь перед выступлением, нашагали примерно миллион шагов, но остались довольны проектом и общением друг с другом. В итоге получили от слушателей море аплодисментов, живой интерес к нашему творчеству и интересные вопросы о процессе записи и обработки. Отметил для себя, что, когда внимательно изучаешь город в поисках интересных и необычных звуков, он предстает в совершенно ином виде и ощущается по-другому», – отметил музыкант Леонид Филиппов.

Записанные звуки были организованы определённым образом согласно графической партитуре, в основу которой легла кружевная салфетка «Птица счастья» известной вологодской кружевницы Галины Мамровской.

Графические партитуры – это форма записи музыки, при которой вместо привычных нотных знаков используется язык визуальных символов и текстовых обозначений. Для музыкантов такая партитура – по сути, некая карта, определяющая скорее общее направление движения, маркирующая ориентиры звукового ландшафта.

«Выбрали партитуру в виде вологодского кружева, пересмотрели много разных вариантов. Нашли кружево Птицы счастья, разобрали на элементы и превратили это в некий план действий. Музыка звучит экспериментально. Вологда нам помогла в плане того, какие узнаваемые ассоциации в ней есть. В целом это звучит как странный прогрессивный шумовой дарк-эмбиент», – рассказал музыкант Илья Чертков.

Завершилась лаборатория концертом-перформансом в креативном пространстве «Салют, молодежь!». Музыканты-экспериментаторы отнесли итоговое произведение к жанрам musique concrеte, пространственная музыка и стилю дроун. Получившийся эксперимент высоко оценили зрители, среди которых были и профессиональные музыканты.

«Большое спасибо музыкантам за творческий проект. С большим уважением отношусь к экспериментам в музыке. У нас любые мелодические варианты просятся в форму, эксперимент получился таким, каким и должен был быть. Единственный момент – звуки, собранные в Вологде, при переносе музыки в любой другой город могут восприниматься по-другому, как звуки Владимира, например», – отметил художественный руководитель оркестра «Перезвоны» Александр Султаншин.

Сама партитура как первая в проекте уже стала историей. Поэтому ее предложили передать Вологодскому Музею кружева. Точно также поступали с партитурами, которые создавали современные композиторы (Александр Чайковский, Кузьма Бодров, Михаил Гоголин, Михаил Броммер, Николай Попов и др.) для музыкального фестиваля «Кружева». Он проходил в областной столице более 10 лет. Одной из его традиций было создание музыкальных произведений под названием «Вологодские кружева». Это были произведения для разных исполнителей и составов, в разных жанрах, формах и технике.

В планах лаборатории «Звук Вологды» проведение фестиваля экспериментальной музыки, а также создание партитур, характеризующих другие города.

Теги: Салют, Музей кружева, музыка
Пресс-служба Администрации города Вологды

Новости по теме