Концерты лучших пианистов России и мира становятся для Вологды и Вологодской области традицией. В декабре Вологодская филармония приглашала в Вологду народного артиста России Дениса Мацуева и победителей Международного конкурса имени Чайковского Валентина Малинина и Станислава Корчагина.

В первый день февраля полный зал Вологодского колледжа искусств рукоплескал восходящей звезде мировой фортепианной сцены – Ивану Бессонову, одному из самых перспективных пианистов России. Через много лет дети, побывавшие на концерте (а их в зале было немало), совершенно точно будут говорить, что им выпало счастье услышать Ивана Бессонова в начале его творческого пути: несмотря на уже солидный «послужной» список, пианист еще очень молод – ему всего 21 год. В данный момент он учится в Академии исполнительского искусства – это высший курс Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории.


В 13 лет он стал обладателем Гран-при Международного юношеского конкурса имени Шопена, в 16 – победителем «Классического Евровидения», в 19 – обладателем Российской национальной музыкальной премии «Виктория» в номинации «Открытие года в классической музыке». В 2022 году – лауреатом I премии Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова. Сейчас Иван Бессонов выступает с ведущими коллективами страны, сотрудничает с выдающимися дирижерами, среди которых – Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Юрий Башмет. Гастрольный график Бессонова расписан на годы вперед. 

Иван Бессонов приехал в Вологду накануне выступления – успев перед этим дать концерт в Камерном театре Череповца. Город металлургов, по словам музыканта, встретил его весенней погодой – и это повлияло на эмоции, с которыми музыкант выходил на сцену. В областной столице Иван успел побыть чуть дольше. Пианист говорит, что старается побольше узнавать места, где ему предстоит выступать – гуляет, проникается духом и энергетикой города, настраивается на восприятие зрителей. В Вологде Иван Бессонов успел также встретиться с местными журналистами, побеседовать с ними и совершить фотопрогулку по центру города.

Программу для вологодского концерта Иван Бессонов, по его словам, составлял долго, имея в виду множество вариантов. В итоге прозвучали «Думка» Чайковского и вальс Скрябина, романсы Рахманинова и Вторая соната Прокофьева, «Гробница Куперена» Равеля, баллады и фантазия-экспромт Шопена. Конечно, окончательно покорили публику бессоновские бисы – финал из «Щелкунчика» и прелюдия соль минор Рахманинова. Ее, кстати, исполнял в декабре в Вологде и Денис Мацуев – у слушателей, побывавших на обоих концертах, была возможность сравнить абсолютно разное (в обоих случаях – гениальное) прочтение музыкантами рахманиновского шедевра.

Иван Бессонов поражает не только совершенно индивидуальной, деликатной, тонкой манерой игры, но и своим очень взвешенным, мудрым – несмотря на молодой возраст – взглядом на жизнь, сформировавшимся мировоззрением, внутренней интеллигентностью, воспитанностью, тактичностью. Отвечая на много раз задаваемые ему ранее вопросы – о семье, о приходе в музыку, о плотном графике и источниках творческого вдохновения – он смог за несколько минут полностью сформировать в глазах вологодской прессы свой облик: не просто гениального музыканта, а думающего музыканта, музыканта-философа.

Со зрителями, в отличие от Дениса Мацуева, он пока скромно не разговаривает, предпочитая высказываться в музыке, поэтому для тех, кто хотел бы услышать, о чем Бессонов разговаривал с журналистами, cultinfo предлагает небольшую подборку его ответов на вопросы.

О том, как стал музыкантом: Особого выбора у меня, наверное, не было – но я совершенно не сержусь на родителей за это. Самым главным человеком, приведшим меня в музыку, стал мой отец, пианист, который начал заниматься со мной с шести лет, буквально вел за руку. Он вложил в меня столько сил, времени, знаний – без него ничего бы не получилось. Вообще, если говорить о выборе судьбы музыканта в целом – то его можно делать только при сложении очень многих факторов и обстоятельств. Жизнь музыканта далеко не дешевая жизнь. Это хорошие инструменты, это большое количество педагогов, репетиторов, которые помогают вне стен школы. Если брать в качестве примера меня – то это во многом фанатизм родителей, которые поставили себе задачу сделать всё, что от них зависит, чтобы дать мне всё необходимое, чтобы развить мои способности. Ведь от самого ребенка при выборе этого пути мало что зависит на самом деле. В 6-7 лет много разных увлечений – а именно с этого возраста всё закладывается. Поэтому ведущая роль здесь всегда у родителей.

О таланте и труде: Талант или усердный труд? Это одно и то же. Одно без другого существовать не может. Любой талантливый человек очень много работает, и из этой работы рождаются его индивидуальные технические возможности – то, что называется талантом.

О субъективизме искусства: На сцене любой музыкант не пытается что-то донести, а рассказывает о своем неповторимом субъективном восприятии мира. И если он это делает убедительно, полностью отдавая себя – то это всегда найдет отклик в сердцах совершенно незнакомых людей. Это парадокс: чем более субъективно искусство, тем больший отклик оно находит у других. Поэтому я всегда стараюсь по-новому взглянуть на произведение, найти там что-то, что меня волнует в данный момент. Причем это не обязательно должно волновать зрителей в зале. Но если это волнует меня, оно начнет косвенно волновать и их.

О вершине мастерства: Нельзя музыку приравнивать к спорту – если в спорте есть четкие границы достигнутого (гол, взятая высота, рекорд), то в искусстве – это лишь какое-то внутреннее удовлетворение от того, что произошло. Но, например, если проводить аналогию с конкурсами, то, как мне кажется, основные испытания для лауреатов начинаются после конкурсов. Когда появляются концерты, тебе нужно понимать, с чем ты выходишь на сцену. Конкурсная жизнь в корне отличается от концертной.

О собственных сочинениях: Сочинение музыки для меня – один из источников вдохновения, в чем-то даже отдушина, потому что когда я сочиняю, могу не сдерживать себя, могу делать всё, что взбредет в голову. А в случае с исполнением чужих произведений нужно учитывать специфику, стилистику того композитора, которого играешь.

О предотвращении выгорания: Я не играю музыку, которая мне не нравится. И у меня такого не было, что однажды понравившаяся мне музыка вдруг перестала нравиться. Конечно, момент новизны и свежести со временем притупляется – но опять-таки, это к вопросу о постоянной внутренней работе. Вне инструмента. Это еще более важная работа, пожалуй. За инструментом можно оттачивать технические навыки, можно учить текст. Но для меня еще важно, например, чтобы когда я проснулся в день концерта, в голове звучало то, что я буду играть. Если звучит – значит, в голове происходит какой-то процесс и значит, на сцене потом тоже произойдет что-то в хорошем смысле слова неожиданное для меня.

О планах: Не нужно забывать, что я еще учусь – и думаю еще и о том, что делать по учебной программе. Если музыкальные планы – то это новый репертуар. Очень волнительный для меня момент скоро наступит: исполнение Третьего концерта Рахманинова, для многих пианистов это веха – и для меня в том числе. И вообще – планов безумное количество… найти бы для этого еще парочку жизней.

Еще из интересного: Иван Бессонов занимается только дома. В среднем – по 5 часов в день, если учит новую программу – до 9-10. Рояль, на котором играет пианист, – Weinbach. Любит рояли марки Steinway, но отмечает, что иногда попадаются и прекрасные «Красные октябри», играть на которых – одно удовольствие.

Совет от Ивана Бессонова: не терять яркое и непосредственное восприятие искусства, которое свойственно детям.

Теги: иван бессонов, филармония
Елена Легчанова

Новости по теме