Работы по созданию храма при Вологодской областной детской клинической больнице начались в конце 2022 года по инициативе митрополита Саввы на средства меценатов. Для богослужений адаптировали больничное помещение, где был установлен двухярусный иконостас. Конструкция иконостаса и иконы создавались вологодскими и иногородними мастерами. Храм освящен 10 февраля в честь Луки Крымского – выдающегося врача-хирурга, ученого и священнослужителя.

Проект иконостаса разработала кандидат искусствоведения, доцент иконописного факультета Московской духовной академии и вологжанка по происхождению Людмила Армеева.

Столярные работы выполняла вологодская мастерская под руководством Антона Телицына. Они создавали конструкцию иконостаса, устанавливали иконы.

Образы писали вологодские мастера Таисия Смирнова, Александра Бухтеева, Светлана Шпаковская, Сергий Белоусов, а также художники Пскова, Петербурга и Сергиева Посада. Практически все из них – выпускники иконописной школы Московской духовной академии, профессионалы высокого уровня, посвященные в иконописцы особым чином у раки преподобного Сергия Радонежского. Но за плечами у них не только духовное, но и светское образование – художественные училища, вузы. Например, Светлана Шпаковская окончила мастерскую Церковного искусства в Академии художеств имени Ильи Репина и трудится в Межобластном научно-реставрационном художественном Центре (Москва).

Таисия Смирнова, Людмила Армеева, Светлана Шпаковская, Александра Бухтеева. Фото со страницы Светланы Шпаковской В процессе работ. Фото Людмила Армеевой В процессе работ. Фото Людмила Армеевой В процессе работ. Фото Людмила Армеевой В процессе работ. Фото Людмила Армеевой В процессе работ. Фото Людмила Армеевой В процессе работ. Фото Людмила Армеевой

Для некоторых иконописцев Вологда стала родной во время учебы. Петербурженка Светлана Колотова приезжала в областную столицу во время практики в духовной академии и еще во время обучения написала иконы для храма Константина и Елены, Спасо-Прилуцкого монастыря.

В оформлении иконостаса также участвовали вологодские мастера народной росписи Галина Хрулёва, Елена Лукичева, Алёна Тяпушкина.

На создание иконостаса ушло около 10 месяцев. Команду объединило общее стремление сделать достойное произведение искусства со своей миссией, а не повторить очередное типовое сооружение.

 «Иконостас предназначен для особой аудитории, особой паствы. Это дети и их родители, находящиеся в больнице, а также медицинский персонал. Ситуация непростая для каждого человека, оказавшегося перед лицом серьезной болезни, когда может быть и больно, и страшно. Учитывая это, хотелось сделать особенный иконостас. В нем нет отступлений от канонов, но мы его максимально приблизили к детскому восприятию. Старались подобрать образы святых, близкие и понятные детям. Есть много святых, в житиях которых присутствуют эпизоды, когда они помогали животным, общались с ними, лечили», – объясняет Людмила Армеева.

Так, на иконостасе можно увидеть Серафима Саровского с медведем. Со львом изображен Герасим Иорданский. Согласно житию, святой жил в пустыне, и однажды к нему пришел царь зверей с больной лапой. Герасим вытащил занозу, и лев стал ему служить. В ряду образов присутствует и редко изображаемая святая Гертруда. Она жила в VII веке на территории современной Бельгии и, кроме молитвенных подвигов, прославилась тем, что помогала брошенным животным. Часто ее изображают с кошками.

Серафим Саровский Герасим Иорданский Гертруда Нивельская покровитель детей Стилиан Пафлагонский Николай Чудотворец Лука Крымский Павел Обнорский Царские врата Царские врата

На диаконской двери – образ вологодского святого Павла Обнорского в окружении диких зверей и птиц. И это не единственный «вологодский акцент».

В оформлении иконостаса отказались от резьбы и заменили ее росписями в традициях Русского Севера. Орнамент разработан на основе уфтюжской росписи.

На общую цель работает каждая деталь. Цвета подбирались светлые и яркие, чтобы привлечь внимание детей и порадовать их, помочь их диалогу с Богом. Для диаконской двери была специально найдена ручка в виде птицы. На завесах красуются павлины, вышитые в сербской технике. По индивидуальному проекту сделаны кронштейны для лампад и подсвечники. Ковали их вологодские кузнецы. 

Вологжане участвовали во всех этапах работы, за исключением изготовления досок для икон – их делали и покрывали левкасом в Сергиевом Посаде.

«В Вологде можно найти мастеров любого профиля и создавать совершенно замечательные, высокохудожественные проекты по оформлению храмов. Ведь икона, все предметы церковного обихода просто обязаны нести в себе Красоту как отражение славы Божией. Через Красоту человек с ней соприкасающийся, наполняется радостью, светом, любовью. К сожалению, сегодня Красота отодвинута на дальний план как в светской, так и в церковной жизни. И наша задача – вернуть ее людям. Вопреки общему заблуждению, в церковном искусстве большие возможности для творчества. Но чтобы их применить, мастер, работающий для Церкви, должен быть профессионалом своего дела, иметь достаточный практический опыт и обладать знаниями в различных областях», – поясняет Людмила Армеева.

Теги: иконостас, Вологодские росписи
Алина Махлина

Новости по теме