Выставка «О, Гавана! Транзит…» открылась в Музейно-творческом центре народного художника России Владимира Корбакова.

Просветительский проект Российской академии художеств и Бюро творческих экспедиций посвящен 500-летию столицы Кубы Гаваны. Выставка путешествует по городам России: ее посмотрели уже более миллиона зрителей.

Залы второго этажа Дома Корбакова наполнили 120 работ. Итогом путешествий Бюро творческих экспедиций стали более 800 полотен. Часть из них писались целиком на Кубе, работа над другими продолжалась в мастерских на родине.

Выставка «О, Гавана! Транзит…» Виктор Моснелев. Фидель Кастро. 2022 Выставка «О, Гавана! Транзит…» Петр Оссовский. Рисунки из серии Выставка «О, Гавана! Транзит…» Выставка «О, Гавана! Транзит…» Выставка «О, Гавана! Транзит…» Выставка «О, Гавана! Транзит…» Мария Переяславец. Центр Андалусии в Гаване. 2019 Выставка «О, Гавана! Транзит…» Выставка «О, Гавана! Транзит…» Владимир Переялавец. Вид на Гавану из отеля Гавана-Либре. 1969 год. Выставка «О, Гавана! Транзит…» Выставка «О, Гавана! Транзит…»

Некоторые произведения представлены широкой публике впервые. Картина «Патрисия», где изображена маленькая девочка на фоне витража в соборе святого Петра, и «На страже революции» были написаны Николаем Сидоровым в 1985 году, но до сих пор были недоступны зрителям.

«Я нашел эти картины на даче одного из художников в Краснодарском крае. Началось все с того, что в 80-е годы Илью Глазунова пригласили написать портрет Фиделя Кастро, но условием кубинской стороны было привезти и студентов. В их числе на острове работал Николай Сидоров – ныне проректор Академии Глазунова и академик РАХ», – говорит Владимир Анисимов.

Кубу 60-х годов после победы Народной революции можно увидеть на графических работах одного из создателей «сурового стиля» Петра Оссовского и Владимира Переяславца.

Традицию кубинских пленэров продолжают и современные московские художники. Первая большая экспедиция российских живописцев на Кубу состоялась в 2002 году. В Гавану прибыли 20 художников под руководством президента Бюро творческих экспедиций Владимира Анисимова.

Экспедиция стала делом государственной важности, поскольку была приурочена к юбилею установления дипломатических отношений между Россией и Кубой. В организации участвовали первый председатель Правительства Иван Силаев, вице-премьер (на тот момент) Валентина Матвиенко и даже министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Впоследствии художники неоднократно посещали Остров свободы.

Российским живописцам позировали обычные кубинцы и знаменитости. Олимпийского чемпиона и пятикратного чемпиона мира по греко-римской борьбе Михаила Лопеса Нуньеса изобразила художник Ольга Яушева. На Кубе о спортсмене с гордостью говорят «130 килограмм чистого золота».

Художнику посчастливилось запечатлеть в день премьеры артиста в роли знаменитого кубинского скрипача. Клаудио Хосе Бриндиса в XIX веке называли «Черным Паганини». Он был невероятно одаренным и востребованным музыкантом, выступал и в России, но это не спасло его от печальной судьбы: музыкант заболел туберкулезом и умер в нищете. Его образ на сцене театра Бертольда Брехта воплотил артист Хорхе Энрике Кабальеро.

«Мне, как руководителю экспедиции, позвонила из Москвы жена кубинского посла и сказала: «Владимир, идите в театр Бертольда Брехта, там вас будет ждать артист, который выступит в роли Чёрного Паганини. Он будет в костюме и готов позировать перед премьерой. И вот на рабочей сцене он 3 часа стоял, не шелохнувшись. Художнику удалось изобразить его вхождение в образ», – рассказал Владимир Анисимов.

Сам Владимир Николаевич отразил на холсте сцену из повседневности. Картина попала на афишу выставки.

«Заметил, что рыбаки вдруг столпились в одном месте и начали радостно вытаскивать по большой рыбине. Я спросил рядом стоящего человека, в чем дело. Он объяснил, что когда к берегу подходит косяк рыбы, кто-то из рыбаков это видит и дает команду остальным. Глубина от удочки до воды там практически 8 метров, поэтому они ориентируются не на поплавок, на специальное приспособление на леске», – объясняет художник.

На выставке можно увидеть и работы президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Мастер не был на Кубе, но изобразил символические букеты. Подсолнухами, санвиталиями и герберами традиционно чествуют покровительницу Кубы – Деву Марию Милосердную. Она служила символом борьбы против порабощения местного населения европейцами. В праздничные дни этими цветами украшают дома, кафе и рестораны. Обычай сохранился и при социалистическом режиме, несмотря на запрет религиозных праздников.

У посетителей также есть уникальный шанс увидеть модель памятника встрече патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Главы католической и православной церкви впервые встретились в 2016 году на нейтральной территории – в аэропорту Гаваны. Этому событию и посвящена композиция Салавата Щербакова – автора памятника князю Владимиру в Москве. В скором времени монумент патриарху Кириллу и папе Франциску установят в Гаване. 

На открытии выставки Владимир Анисимов поделился планами о новом выставочном проекте, посвященном Индии и 150-летию Николая Рериха. Сам Владимир Николаевич более 30 лет провел в Индии, где участвовал в хозяйственных и восстановительных работах в имении Николая Рериха в селении Наггар, штат Химачал Прадеш.

Выставка «О, Гавана! Транзит…» продолжит работу до 14 апреля. Посетить ее можно по адресу: Вологда, Октябрьская, 13.

6+

Теги: Дом Корбакова, ВОКГ
Алина Махлина

Новости по теме