В воскресенье в Вологде скончался художник Георгий Иванович Попов – выдающийся сын тотемской земли, мастер «наивной живописи», которого называли «тотемским Гогеном» и «вологодским Пиросмани».

Георгий (Жорж) Попов родился 15 сентября 1939 года в селе Красное Тотемского района. Профессионального художественного образования не получил. Обратился к живописи в 1960-х, ранние картины Попова хранятся в фондах Тотемского музейного объединения. И это не случайно, поскольку тогда мастер жил в тех краях. С 1967 года участвовал в межрегиональных, областных и международных художественных выставках. Многие вологжане помнят первые экспозиции Попова в залах областной картинной галереи в 1974 и 1979 годах (последняя прошла в 2014-м). Художник работал в технике масляной живописи в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической и бытовой картины. Был талантливым поэтом, писал стихи, зарисовки для тотемского краеведческого альманаха «Сухона».

Георгий Попов, создавая неповторимую модель своего творчества, опирался на принципы народной эстетики, обогащая и дополняя ее законами классического искусства. Профессионализм живописи он постигал самостоятельно, что, несомненно, усложнило его путь, но одновременно и сохранило в первозданной чистоте его собственное видение мира. Совершить такой феноменальный опыт было под силу только человеку редкой целеустремленности и силы дарования. Таким был Георгий Иванович Попов – русский крестьянин, избравший в кумиры американцев – художника Рокуэлла Кента и писателя Джека Лондона.

Обращение к творчеству началось у Георгия Попова с поэзии, народного фольклора. С раннего детства его увлекала сама стихия крестьянской культуры во всей синкретичности ее элементов, от песни и танца к крестьянской живописи и изделиям народных ремесел. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, уже целиком погрузившись в занятия живописью, Георгий Попов продолжал писать стихи и частушки. Впоследствии многим своим картинам он предпосылал поэтические строки и обширные подписи, которые выполнял на обороте холста, начиная с 1990-х. Полотна мастера являют зрителю особенный светлый мир, собранный из мелких цветных мазков. Созданная художником, вибрирующая среда дает ощущение некой эфемерности изображения, уподобляя его чудесному видению, где предметы не имеют плотности и массы. «Щедрая земля» – именно так воспринимал он родную Вологодчину, и эта картина стала одной из самых известных в его творчестве.

Теги: Георгий Попов, некролог
По материалам Тотемского музейного объединения и ВОКГ

Новости по теме