12+

Художники Екатеринбурга знакомят вологжан со своим творчеством

Выставка авторского текстиля «Платье птицы» открылась в галерее «Красный мост». Экспозицию составили более 70 работ художниц из Екатеринбурга, членов СХР Ольги Орешко, Галины Храмцовой, Веры Грековой и Елизаветы Манеровой.

В современном профессиональном искусстве все реже можно встретить художников, которые работают в техниках батика и гобелена. В том числе и у нас в области художников по текстилю на пересчет – только в последние годы череповчане стали вновь активно обращаться к батику и гобелену. «Мы тоскуем по этому искусству», – призналась на открытии выставки искусствовед Ирина Балашова.

Поэтичное название экспозиции дала одноименная композиция Ольги Орешко «Платье птицы». Вообще иносказательность и выразительность – отличительная черта всех представленных работ. Гобеленовые панно Ольги Орешко узнаваемы по своему особому изяществу, цветовой гамме спокойных природных оттенков. Художник запечатлевает бытовые сцены и ренессансные образы, скромные деревенские пасторали. Один из основных фактурных приемов, используемых мастером, – утончение нитей в местах, требующих особой проработанности формы, например, на лицах. Другой – сеточки и некое подобие размытой штриховки. Для ученицы Ольги Орешко Галины Храмцовой «гобелен – живая, одухотворенная ткань, в нем настроение и вдохновение, месяцы труда и километры нитей, каждая работа несет в себе часть жизни, из тысяч нитей сплетается мироощущение и судьба…». Действительно, кажется, что гобелены сотканы на одном дыхании, а на самом деле один метр исполняется целый месяц. Несложно посчитать, что на подготовку к персональной выставке художнику требуется несколько лет.

Совершенно неожидан для вологодского зрителя и авторский батик Веры Грековой и Елизаветы Манеровой. Их работы очень запоминающиеся и выразительные. Вера Грекова – одна из основателей екатеринбургской школы ручной росписи по ткани. При всей расположенности художницы к графическому рисунку, доводимому почти до орнаментальности, в ее работах налицо явное живое тяготение к фресковой живописи, отмечают искусствоведы. Елизаветы Манерова, напротив, изысканный, тонкий лирик. Удивительная живописность, яркий, светлый мир ее образов впечатляет своей богатой поэтикой. «Мы не ремесленники, мы художники монументально-декоративного направления, – подчеркивает Елизавета Юрьевна. И мы делаем не сувениры, а творим настоящее монументальное искусство, просто нам именно декоративное искусство позволяет гораздо точнее, мощнее сказать о том, что нас волнует».

Декоративно искусство мастеров из Екатеринбурга (художницы сознательно упускают слово «прикладное») отличает высочайший профессионализм. Все художницы преподают в Уральской государственной архитектурно-художественной академии, уже 18 лет в местном отделении СХР работает секция декоративного искусства, которую открыла и первоначально возглавляла Ольга Орешко. «Мы не ждем, что нас пригласят на выставку, мы провоцируем», – обозначила позицию объединения О. Л. Орешко.

Влада Кустова