XIV Международный театральный фестиваль «Голоса истории» завершился на прошлой неделе, и, подводя итоги форума, организаторы и члены жюри частично обсудили возможные перспективы следующего, XV фестиваля и развития проекта в целом. Несмотря на то, что до нового фестиваля два года, думать о нем можно (и нужно) уже сейчас, – на этом единодушно сошлись все участники итоговой пресс-конференции «Голосов истории – 2018».

Председатель оргкомитета «Голосов истории», заместитель губернатора области Олег Васильев неоднократно озвучивал точку зрения, что фестиваль, оставаясь концептуально неизменным, всё же с каждым разом должен привносить что-то новое в свою программу. На нынешнем форуме такой новинкой стала успешно прошедшая программа театров кукол, во многом благодаря которой (а именно театрам-участникам из Болгарии и Чехии) фестиваль с полным правом назывался «международным».

Замгубернатора напомнил, что следующий фестиваль – 15-й по счету, и организаторы уже сейчас задумываются над тем, чтобы он был по-юбилейному хорош, интересен и востребован – и, вероятно, предложил зрителям какие-то новые страницы. Члены нынешнего жюри изложили некоторые соображения насчет того, в каком ключе возможна дальнейшая жизнь и развитие старейшего и крупнейшего вологодского театрального фестиваля.

Председатель жюри фестиваля – театральный критик, доктор филологических наук и кандидат искусствоведения Капитолина Кокшенева отметила, что вологодский фестиваль – долгожитель на театральной карте России, и тема его – история – уникальна, как уникально то пространство, которое он предлагает (часть спектаклей фестиваля проходит на открытых площадках в историко-архитектурной среде – в основном, Вологодском кремле). Но эта уникальность порождает и многие проблемы фестиваля, вернее, она обнажает проблемы современного российского театра, в котором спектакли на исторические темы – большая редкость. С этим связана и каждый раз возникающая трудность с формированием афиши фестиваля «Голоса истории».

«Не так давно я инициировала проведение лаборатории исторической драматургии, – рассказала Капитолина Кокшенева. – Современные авторы прислали большое количество пьес для участия. И получается парадокс: с одной стороны – драматурги много пишут на историческую тему, с другой – в театрах это по разным причинам не востребовано или до театров эти пьесы не доходят». Поэтому одним из предложений Кокшеневой для будущего развития «Голосов истории» стало включение в программу фестиваля творческих лабораторий исторической драматургии: «Нужно попробовать «соединить» драматургов с театрами, дать им голос на этом фестивале». Эту мысль поддержал и критик Алексей Пасуев, заметивший, что в Вологде – городе театральном, с большим количеством ярких, талантливых актеров, не будет проблем с читками, с эскизами, которые могут быть поставлены в рамках лабораторий, а впоследствии из этих читок могут вырасти и полноценные спектакли на исторические темы, которые потом останутся в репертуарах театров и могут быть предложены на фестиваль.

Театральный критик Андрей Юрьев, уже дважды участвующий в жюри «Голосов истории», заметил также, что к отбору спектаклей для фестиваля с исторической тематикой нужно подходить более придирчиво: «Не всякую драму, действие которой разворачивается в прошлом, можно назвать исторической, как и не каждый спектакль, показанный на фестивале, имеет отношение к истории – а если имеет, то иногда весьма и весьма отдаленное». Посыл был к экспертному совету, отбирающему спектакли: критик напомнил, что фестиваль должны интересовать в первую очередь постановки, где в центре внимания – столкновение различных социально-исторических укладов, исторических сил, исторических персонажей, а не спектакли, где история является всего лишь неким фоном для действия, не имеющего к ней никакого отношения. «Хотелось бы, чтоб в программе было как можно меньше спектаклей, которые имеют чисто формальное отношение к чему-то историческому». А для увеличения (в перспективе) работ, достойных показа на «Голосах», критик предложил возобновить на будущих форумах проведение круглых столов: «Круглый стол – это место встречи практиков сцены, критиков и историков театра. У нас есть возможность услышать друг друга, озадачить практиков новыми темами и проблемами, открыть для них нечто такое, что может их заинтересовать и спровоцировать на творческие поиски, результат которых можно потом будет демонстрировать на следующих фестивалях. Такие круглые столы были бы очень продуктивны для развития фестиваля и темы истории в российском театре в целом».

Второй, и, пожалуй, самый проблемный момент тоже проистекает из самой концептуальной идеи фестиваля: показ спектаклей на открытом воздухе в историко-архитектурной среде (чаще всего это площадки в Вологодском кремле). Дело в том, что очень немногие театры решаются на эксперимент – вынести свои работы, сделанные для закрытых помещений, на открытую площадку. Технические трудности сопряжены с риском, что спектакль «потеряется», не сможет справиться с предлагаемыми экстремальными условиями, потому что постановка на воздухе требует совсем других акцентов, другой подачи материала. В идеале, конечно, была бы постановка спектаклей специально под открытую площадку – то, что год за годом практиковали Вологодский драматический театр (отсутствие которого на нынешнем фестивале в связи с увольнением художественного руководителя было с сожалением отмечено приехавшими на фестиваль критиками), а также Вологодский театр для детей и молодежи. 2018 год оказался в этом плане неудачным еще и потому, что из-за неудовлетворительного состояния была закрыта Пятницкая башня Вологодского кремля, в которой ранее традиционно ставились и показывались спектакли. Член жюри, театральный критик, помощник художественного руководителя Московского Губернского театра, преподаватель ВТУ имени Щепкина Ольга Галахова предложила вариант, в котором хотя бы 1-2 спектакля фестиваля делались бы специально для открытых площадок.

Конечно, специальная постановка спектакля для открытой площадки – это совсем другая расходная статья для бюджета фестиваля. Ольга Галахова заметила, что «спектакли под открытым небом – это очень дорогое удовольствие», рассказав, что еще лет 15 назад один показ такого спектакля приглашенного европейского коллектива обошелся бы в 50 тысяч евро. В России и странах СНГ таких постановок чрезвычайно мало – с этой проблемой пока бессильны справиться и организаторы, и эксперты, отбирающие спектакли на «Голоса истории». «Это проблема глубокая, уходящая корнями в прошлое. В России традиция театров в открытом пространстве начиналась в 1920-е годы, но потом по разным причинам заглохла», – напомнила Ольга Игоревна. Алексей Пасуев назвал современный драматический спектакль, идущий на открытом воздухе, «редким зверем, охоту на которого надо начинать сильно загодя». То есть не рассчитывать на то, что театры, имеющие в репертуаре такой спектакль, сами подадут заявку на фестиваль, а отслеживать появление таких спектаклей, советоваться с критиками и театроведами, которые могут увидеть где-то подходящую постановку и предложить ее вологодскому фестивалю.

На нынешнем же фестивале из-за отсутствия достаточного для проведения конкурса количества постановок, заявленных для показа под открытым небом (их было всего 4), жюри фестиваля попросило у оргкомитета разрешения отдать одну из двух наград, предназначенных для open-air спектаклей, постановке, представленной в традиционном театральном помещении – им стал Челябинский Новый художественный театр со спектаклем «К тебе, земля обетованная».

Олег Васильев подтвердил, что критики назвали одну из самых больных точек фестиваля и пообещал, что оргкомитет в работе над следующим фестивалем постарается трансформировать поданные идеи в какие-то организационные и управленческие решения. Замгубернатора подчеркнул, что присутствие спектаклей на открытой площадке – это традиция «Голосов истории», которую никак нельзя потерять, и что при подготовке 15-го фестиваля к решению сложившейся ситуации будут подходить в особом порядке. По понятным причинам бюджет Вологодской области не может финансировать постановки чужих, не домашних театров – это скорее посыл к Министерству культуры (информацию в которое Олег Васильев пообещал донести). Одним из вариантов решения проблемы председатель оргкомитета назвал предоставление возможности потенциальным театрам-участникам приезжать в Вологду заранее, смотреть открытые площадки фестиваля и по возможности выстраивать спектакли уже непосредственно под них – как это делал, скажем, худрук Александринки Валерий Фокин в 2014 году, готовя для показа в Вологде спектакль про Ксению Петербуржскую.

Из «локальных» замечаний, которые председатель жюри Капитолина Кокшенева просила учесть к следующему фестивалю, прозвучала претензия к излишнему усердию по брендированию форума, а именно – к ярко-синему баннеру, натянутом под сценой, на которой показывали спектакли в Консисторском дворике кремля: «Натянутым на сцене этот баннер был неуместен – как если бы его натянули на самих стенах кремля. Пространство сцены – это священное пространство творчества, и затягивание линии рампы бинтом баннера очень мешало восприятию спектаклей». При этом критик отметила, что в целом ей импонирует тот факт, что в городе благодаря штендерам и баннерам проведение фестиваля «Голоса истории» бросалось в глаза.

Как будут учтены пожелания и замечания экспертов, увидим в 2020 году, при проведении XV Международного театрального фестиваля «Голоса истории». Пока же напомним некоторые факты и цифры прошедшего, 14-го фестиваля:
– в XIV Международном театральном фестивале «Голоса истории» участвовали театры из 11 регионов России и 3-х зарубежных государств;
– 23 театра показали зрителям 27 спектаклей;
– была реализована специальная внеконкурсная программа театров кукол;
– спектакли фестиваля показывали в трех городах Вологодской области – Вологде, Череповце и Кириллове;
– ежедневно проходили обсуждения спектаклей критиками, а также пресс-клубы с представителями театров-участников;
– была реализована образовательная программа (занятия и мастер-классы с известными российскими режиссерами);
– более 9 тысяч зрителей посетило мероприятия фестиваля.

Теги: Голоса истории
Елена Легчанова

Новости по теме