12+

В «Вологду изразцовую» приглашает Вологодский музей-заповедник

Если вы бывали в старинных домах, где сохранились изразцовые печи, то наверняка хорошо помните свое впечатление от них. Такая печь невольно притягивает к себе взгляд, становится центром и главным украшением помещения. Искусство изготовления изразцов имеет долгую историю, и разные ее этапы отражены в экспозиции «Вологда изразцовая» в художественном отделе музея.

«Самые древние изразцы – терракотовые, – объясняет сотрудник музея Анна Логинова, – они встречаются очень редко и наиболее ценны с исторической точки зрения. На выставке мы показываем фрагмент такого изразца – его предоставил музею вологжанин, обнаруживший этот артефакт случайно, копая огород. Он проживает в районе Кайсарова ручья – это место древнего городища. Терракотовые изразцы делались путем оттиска в специальной форме и ничем больше не украшались – выразительность изображения полностью зависела от мастерства резчика. На этом изразце изображен лев – таким, как его представляли русские мастера того времени, на всякий случай он подписан». То, что это именно изразец, подтверждают сохранившиеся с обратной стороны следы румпы – широкого выступа с углублением: именно с его помощью изразцы крепились к кладке печи и помогали ей долго держать тепло.

Мода на изразцы то появлялась, то угасала на протяжении нескольких столетий. В XVII веке появилась технология покрытия глазурью, которая повлекла за собой распространение глазурованных изразцов. Первые из них были изумрудно-зеленого цвета, так как глазурь изготовлялась на основе свинца с добавлением меди, окислявшейся в процессе обжига. Такие изразцы называли муравлеными – от персидского слова, обозначавшего свинец. Представленные на выставке муравленые изразцы, очевидно, были сбиты со старой печи еще в XVIII веке и обнаружены археологом Алексеем Фёдоровым в 2017 году при раскопках на улице Пролетарской. Согласно закону, найденные предметы сданы в музей, в коллекции которого до этого не было муравленых изразцов: по фрагментам установлено, что их более 50, и этого количества хватило бы на целую печь.

«Подобная находка целого комплекта изразцов была сделана в 1980-е годы и в Вологодском кремле – в ходе раскопок на территории Архиерейского двора, – рассказывает Анна Логинова. – Вероятно, изразцы с простым растительным орнаментом, показанные в отдельной витрине, когда-то украшали покои архиерея. Возможно, печь обветшала, и изразцы были сбиты – к ним тогда не относились как к предметам, имеющим историческую ценность».

Бело-голубые изразцы – атрибут уже петровского времени. Полагают, что первый российский император, посетив голландский город Дельфт в ходе путешествия по Европе, заинтересовался местным производством фаянсовой посуды, расписанной голубым по белому фону, и приказал построить Петербургский кирпичный завод, где делались такие изразцы. Но самыми крупными центрами изразцового производства в XVIII веке были Москва, Калуга и Великий Устюг. Устюжские цветные изразцы на выставке близки к русской традиции, а калужские отражают явное влияние Голландии: на них изображены корабли, ветряные мельницы, заграничные пейзажи.

Глазурованные изразцы использовались не только для печей – часто они украшали фасады зданий. В Вологде их можно увидеть на фасаде Сретенской церкви, на Успенской церкви в Горне-Успенском монастыре и на колокольне Владимирской церкви.

Изразцы в музейных витринах различаются не только по времени и технологии росписи, но и по форме. Для разных частей печи предназначались разные изразцы: прямоугольные – для «зеркала» печи (так называли ее центральную часть), поясные – для оформления печи сверху и снизу. Были также угловые изразцы, изразцы-колонки и карнизные поясные изразцы с плоской румпой – они назывались «сухарики». Есть на выставке и необычный изразец в стиле ампир, изображающий богиню Флору. Обжигать такие большие изразцы научились только в XIX веке, а до этого самыми крупными были «изразцы большой руки» – по размеру мужской ладони. Кстати, изразец с Флорой очень похож по стилю на изразцы печей в доме Волкова на ул. Ленинградской, 26, в Вологде, где сейчас находится музыкальная школа.

Изразцовая печь служила не только для тепла и украшения жилища – разглядывая изразцы, можно было скрасить досуг долгими зимними вечерами. Сюжеты росписи изразцов порой представляли собой целые истории, поучительные или развлекательные. В коллекции музея есть комплект сюжетных изразцов, объединенных изображением… попугая. По предположению Анны Логиновой, эти росписи могут быть иллюстрациями к популярному в XVIII веке сборнику индийских новелл «Шукасаптати», или «70 рассказов попугая». Муж-купец, уезжая, оставил птицу развлекать жену, и, слушая интересные истории попугая, ей не хотелось уходить из дома вечерами. На поясных изразцах из этого же комплекта изображены другие животные: цапля, заяц и смотрящая назад птица, у которой было специальное название – оглядыш.

К середине ХХ века мода на изразцы прошла – с распространением центрального отопления исчезла надобность в изразцовых печах. Однако сейчас интерес к изразцам оживает: их реставрируют, их собирают коллекционеры, а есть и состоятельные люди, которые могут себе позволить заказать изразцовую печь. А в Вологодском кремле прекрасно сохранившиеся изразцовые печи можно увидеть сегодня в Иосифовском корпусе – это одно из главных его украшений.

Читайте также: Изразец как образец: вкус, мастерство и красота обыденности 

Светлана Гришина