В Центре народной культуры в рамках духовно-просветительского проекта «Свет Преображения» открылась выставка «Пустынь». Она стала результатом пленэрной работы участников творческого объединения «Самовар», посетивших летом 2019 года православные места Кирилловского района.

В экспозиции представлены работы фотографов Михаила Трапезникова и Полины Цветковой, художника Екатерины Пермяковой, художника и ювелира Семена Ганичева и архитектора Веры Паничевой.

В сердце выставки – Нило-Сорская пустынь, мужской монастырь Вологодской епархии, расположенный в местечке Пустынь Кирилловского района. Монастырь был основан в конце XV века иноком Кирилло-Белозерского монастыря Нилом. В советское время в стенах бывшего монастыря располагался психоневрологический интернат. С конца 2018 года обитель стала возрождаться.

Основная тема работ, как определил Михаил Трапезников, «поиск себя через истоки». Православные монастыри – истоки и веры, и культуры, и часть истории...

На фотографиях, живописных и графических полотнах запечатлена уединенная красота природы и тяжкая действительность недавнего прошлого.

«В Нило-Сорской пустыни располагался психоневрологический интернат. Тяжело представить, как 180 нездоровых людей жили в том месте и умирали. Их хоронили на кладбище – без имен, без отпеваний, под номерами…Тяжелый, невыносимый запах, который там стоял, наверное, еще долго не выветрится, напоминая о прошлом. Мы с коллегами застали следы этого жестокого прошлого, в моей фотосерии можно увидеть совершенно неприглядные снимки бывших комнат. Сейчас придется эти следы стирать, убирать, делать ремонт, перекрашивать и забывать. Мне, как фотографу, было очень важно попасть в Нило-Сорскую пустынь в такой переходный момент и ощутить грань между краем жизни и зарождением новой», – поделился Михаил Трапезников.

Его фотографии сопровождаются пронзительными описаниями: «Стены словно кожа старого человека», «Местные жители боялись тогда, боятся и сейчас», «Монастырь словно Чаша. Чем наполнен, то и есть», «Надежда есть всегда».

«Пустынь – это уединенное место, чаще скрытое средь лесов и болот, которое выбирают для общения с Богом. Я несколько раз была в обители. Когда увидела фотографии Михаила, поняла, насколько точно удалось ему передать ту самую грань между двумя мирами и состояниями: боль, смерть и жизнь, тьма и свет, падение и полет, безысходность и надежда», – заметила ведущий специалист по фольклору Центра народной культуры Ольга Оленева.

Полина Цветкова – автор серии фотопортретов монахов – рассказала о своих работах: «В монастыре начинаешь по-другому понимать жизнь. Хочется чаще заглядывать в глаза, в которых есть настоящая мудрость, и смотреть на эти фактурные, светлые и одухотворенные лица – эталон мужской русской красоты».

«Я часто вспоминаю улочки Нило-Сорской пустыни, котов, которые ходили, держась хвостами. Там столько удивительного! – отметила художник Екатерина Пермякова. – Среди разрухи и тяжелой атмосферы мне встречались совершенно спокойные и светлые люди. Это очень контрастное равновесие».

Настоятель Нило-Сорского монастыря игумен Евфимий (Ершов) рассказал, что жизнь в монастыре налаживается. «Владыка нас благословил. 7 января нынешнего года совершили первую божественную литургию. Сейчас будем служить чаще. Этого и душа просит, и место – 95 лет здесь не было литургии».

Особенную атмосферу на открытии выставки создал хор Спасо-Прилуцкого монастыря, исполнив возвышенную Херумивскую песнь.

Выставка работает по адресу: Советский пр., 16-б, выставочный зал Центра народной культуры. Время посещения лучше уточнить по телефону 8 (8172) 72-14-98.

Теги: Центр народной культуры
Кристина Страмова

Новости по теме