12+

Мысль и форма. Интервью Анны и Юлии Шабаевых

Анна и Юлия Шабаевы – профессиональные художники-керамисты. Их отец – известный вологодский график Бронислав Шабаев, а место, с которым неразрывно связаны жизнь и творчество, – Ферапонтово. Анна работает педагогом студии керамики «Синяя птица» Центра дополнительного образования детей в Вологде. Юлия – художник фарфоровой мастерской Игоря Клименкова в Москве и доцент кафедры художественной керамики в МГХПА имени Строганова. Этот разговор – о керамике, о семье и об искусстве. Вместе и по отдельности.

«С детства жили мыслью, что растем и вырастем художниками»

Анна: Мы росли в творческой семье, и конечно, это наложило отпечаток – перед нами никогда не стояла проблема, кем быть. Сейчас спрашиваю детей, которые у меня занимаются: «Кем хотите быть?» – «Ой, мы не знаем». И так буквально до 16 лет. Им вот-вот поступать, а они не знают, пойдут на врача или на художника – для меня это странно. А у нас всегда было: художник, и всё. Мы себя больше никем не видели. Всегда перед глазами был папа, который рисовал, ездил на этюды, постоянно работал в мастерской. Создавал монументальные вещи – мозаики, чеканки, резал из дерева, и рядом – мы: подбирали то, что ему не нужно, и делали свои маленькие работы. Руки всегда были заняты, а голова всегда работала, постоянно хотелось что-то придумывать. Плюс мы были вдвоем: всегда можно обсудить идею, кто-то что-то предложил, второй добавил…

Юлия: Мы постоянно бегали к отцу в мастерскую – это был еще один мир, в котором мы себя видели с детства. И вопрос о выборе профессии действительно никогда не стоял. Мы просто с детства жили мыслью, что растем и вырастем художниками, только не задумывались о направлении. Большой отпечаток в этом плане наложила учеба в 15-м училище – сейчас это Губернаторский колледж, где мы столкнулись с декоративным народным искусством, и нам это понравилось. Почувствовали, что тяготеем к этой области. Мы занимались росписью по дереву, изучили все виды, особенно нравилась северодвинская. И это подвигло переключиться на какую-то декоративную волну.

Но не скажу, что любовь к керамике возникла сразу – всё складывалось естественно, одно за другим. Мы попали в студию к Татьяне Александровне Чистяковой и уже более профессионально соприкоснулись с глиной: узнали, что можно с ней делать, как моделировать форму, как работать с сопутствующими материалами – глазурями, красками. И потом поступили в Строгановку, выбрав керамику. Уезжать, отрываясь от родителей и дома, было страшно. А сейчас мне кажется, всё очень взаимосвязано: Вологда, родители, дом на Цыпиной горе и выбранная нами профессия.

Читать материал полностью в нашем электронном журнале «Сфера»