Когда, оглядываясь назад и оценивая пройденный путь с высоты профессионального и жизненного опыта, человек вспоминает не столько события и достижения, сколько людей и прочитанные книги, это говорит о многом. В случае с Владимиром Воропановым, директором Вологодской областной картинной галереи, это выглядит как неоспоримое доказательство того, что есть люди, которым удается безошибочно уловить свое предназначение и следовать ему всю жизнь.

131-е заседание Клуба любителей искусства ВОКГ было приурочено к солидной дате: в этом году заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин города Вологды Владимир Воропанов отмечает 35-летие своего директорства, а общий стаж его работы в картинной галерее составляет 40 лет. За эти годы галерея обрела несколько новых площадок: помимо выставочного зала в Воскресенском соборе появились Шаламовский дом, Мемориальная мастерская Александра Пантелеева, Музейно-выставочный центр «Дом Корбакова». Значительно выросли фонды, при формировании которых особое внимание уделяется творчеству современных вологодских художников. В Шаламовском доме оформлена постоянная экспозиции классического изобразительного искусства. Вологодская картинная галерея множество раз становилась площадкой выставочных проектов российского уровня. За этими фактами – огромная работа и самоотверженное служение всего коллектива ВОКГ, которым долгие годы руководит Владимир Воропанов.

«Я человек книжный, и меня всегда волновала судьба человека творческого», – этим признанием начал Владимир Валентинович рассказ о своем жизненном пути. И, как своих друзей, давних и новых, представил гостям вечера книги, повлиявшие на его характер и мировоззрение. Среди них – прочитанные в детстве мемуары графа Алексея Игнатьева «50 лет в строю», воспоминания Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь» и сравнительно недавно вышедшая трилогия Дины Рубиной «Люди воздуха». Объединяет героев этих столь разных книг одно – воодушевленность какой-то высокой целью, приподнятость над обычным житейским существованием.

Но любовь к книгам не заслонила, как это нередко бывает, интереса к кипевшей вокруг жизни. Во многом помогло ощущение себя частью большой семейной истории, вплетенной в историю родного города. Многим вологжанам хорошо была известна «воропашка» – булочная Ворóпановых в деревянном доме на улице Мира, где жила семья деда-пекаря. В музее пожарной охраны можно увидеть фотографию деда Владимира Воропанова – руководителя первой городской добровольческой пожарной дружины, а в экспозиции отдела природы Вологодского музея-заповедника – портрет дяди его отца, профессора Ильинского, известного ученого-луговеда.

«Мой путь в профессию определил отец, человек сосредоточенного интеллектуального бытия, библиофил. Он преподавал в совпартшколе, в которой была огромная библиотека, куда я попал подростком и где увлекся эпическими романами. Отец (на которого из-за его страсти к книгам смотрели часто как на чудака) выписывал «Огонек», откуда вынимал цветные иллюстрации, переплетая их в альбомы. Но уже в пятом-шестом классе я взял это дело в свои руки, попытавшись его систематизировать в соответствии со своими представлениями об истории искусства. С этого и начался мой путь в музейное пространство».

Особые слова Владимир Воропанов нашел для учителей, которые работали в то время в средней школе № 2. Среди ее педагогов были учителя литературы Ольга Сергеевна Белова и Анастасия Александровна Романова – «писательские жены», знакомые с новинками современной литературы и приучавшие своих учеников мыслить независимо. Благодаря им в школе часто проходили встречи с писателями. Учитель рисования Юрий Александрович Баранов, впоследствии ставший основателем и руководителем детской художественной школы, всех своих учеников называл на «вы». Учитель физкультуры Алексей Викторович Соколов так увлек будущего искусствоведа спортом, что в старших классах Владимир Воропанов в какой-то момент предпочел тренировки в конькобежной секции занятиям в изостудии.

Учеба на историческом факультете Ленинградского университета сразу погрузила в особую атмосферу. С одной стороны, жесткий контроль за политической грамотностью студентов, с другой – первые квартирные выставки и нонконформисткие культурные проекты. Работа с богатейшими фондами библиотеки Академии художеств научила анализировать и делать открытия – нередко будущий директор ВОКГ шел туда вместо обязательной лекции по общественно-политическим дисциплинам.

Найти работу искусствоведа в 70-е годы было очень непросто – как в столице, так и в провинции. Владимир Воропанов вспоминает: однажды, когда в Эрмитаже освободилось место лаборанта секции гравюры отдела западноевропейского искусства, очередь претендентов стояла почти до Дворцового моста. Это было не только престижно – это был выход в пространство интеллектуальной свободы. Поэтому он был счастлив, когда в 1976 году начал работать в Вологодской картинной галерее в должности экскурсовода.

Постепенно ВОКГ из провинциального художественного музея, каких немало, становилась уникальным многопрофильным творческим музейным организмом. Свою роль в этом сыграли предшественники Воропанова на посту руководителя. Философ Куропатников, возглавивший галерею в 1952 году, когда она только была выделена из состава Вологодского краеведческого музея. Семён Ивенский, руководивший галереей около 20 лет и внесший огромный вклад в изучение искусства гравюры и пополнение коллекции графики. Капитолина Федотова, передавшая молодому директору бразды правления. Говоря о формировании вкуса публики к изобразительному искусству, нельзя не упомянуть Ирину Пятницкую, заведовавшую художественным отделом краеведческого музея и воплотившую в жизнь целый ряд смелых проектов. По словам Владимира Воропанова, нынешний коллектив галереи, каждый из членов которого обладает уникальным опытом и потому незаменим, – это главное, что делает ВОКГ тем, чем она является сейчас – художественным музеем с огромным авторитетом и широкой известностью.

Сейчас сотрудники Вологодской картинной галереи готовятся к двум по-настоящему грандиозным событиям: XXXVI Всемирному конгрессу экслибриса, который пройдет в Вологде в этом году, и к переезду ВОКГ в новое здание на улице Мира, 34. А сам Владимир Воропанов мечтает, как автор одной из своих любимых книг, отметить «50 лет в строю».

Теги: ВОКГ, Владимир Воропанов
Светлана Гришина

Новости по теме