В воскресенье в галерее современного искусства «Красный мост» прошел круглый стол, посвященный роли художника в современном мире. Участие в дискуссии приняли художники, искусствоведы – теоретики и практики в области искусства. Инициатором проведения круглого стола стал художник Сергей Радюк, президент международного объединения художников «Солнечный квадрат».

Основной темой обсуждения стал вопрос о месте художника в научном сообществе и о востребованности искусства. По мнению Сергея Радюка, искусство – это наука, изучающая внутренний мир человека и его взаимодействие с внешним миром, поэтому художник – это ученый, а не просто ремесленник. «Люди начинают забывать, для чего существуют художники в широком смысле этого слова: композиторы, режиссеры, скульпторы, архитекторы, – размышляет Сергей Радюк. – Роль культурной среды и художника уменьшается, всем начинает править спрос и предложение. В наш век создается лишь то, что покупается». Искусствовед Мира Даен поделилась с гостями интересными историями о  произведениях искусства и мнением о проблемах, которые стоят сегодня перед музеями: «Мне кажется, музеи превращаются в шоу. Если раньше на базе крупнейших  музеев страны устраивали научные конференции, на которые приезжали эксперты высочайшего уровня, то теперь началось вымывание науки из искусства».

Задача художников намного шире, нежели самовыражение средствами искусства, поэтому на круглом столе много времени уделили разговору о судьбе памятников архитектуры и сохранении исторической среды. В программу встречи вошел мастер-класс, который провел московский фотохудожник и иконописец Валерий Близнюк, чьи фотографии представлены на выставке «Афон глазами художников», работающей сейчас в галерее «Красный мост». По мнению Валерия Близнюка, от художников во многом зависит сохранение исторической среды, ведь они понимают ценность исторического наследства и способны показать его красоту. Однако «художник выдавливается из среды обитания: отсутствие заказов со стороны государства говорит о том, что в нас просто не нуждаются. При этом у людей, ответственных за историческое наследие, зачастую нет понимания, что необходимо сохранять. Уничтожаются охранные зоны, а мы с вами молчим и остаемся равнодушными».

На мастер-классе Валерий Близнюк рассказал о сохранении исторического наследия на примере двух уникальных мест – Святой горы Афон и Соловецкого монастыря. Фотохудожнику посчастливилось сделать официальный альбом для прославленного греческого монастыря – последний раз подобную работу 40 лет назад проделал американский фотограф. Валерий Близнюк проживал на Афоне вместе с монахами, бывал во всех помещениях монастыря.

За столетия здесь мало что изменилось: афонские монахи ведут всё тот же аскетичный образ жизни, следят за сохранностью храмов. «Я рад тому, что будучи художником, стал еще и фотографом: в фотографии я не просто интерпретирую свое видение через холст, но сохраняю происшествие в памяти, сохраняю мои жизненные переживания, – рассказывает Близнюк. – Я привез с собой целый багаж воспоминаний. Опыт пребывания на Святой горе дал мне возможность выйти оттуда настоящим наследником, преемником той богатой культуры».

Теги: Красный мост, афон
Евгений Кондратов

Новости по теме