Атмосферу «страны героев, страны мечтателей, страны ученых» попытались воссоздать в Шаламовском доме на выставке «Советский стиль. Время, искусство и вещи». Взяв эпиграфом «Марш энтузиастов», впервые прозвучавший в кинофильме «Светлый путь» (1940), организаторы сконцентрировали внимание посетителей как раз на светлой стороне советской эпохи, наполненной верой в лучшее, созидательным трудом и простыми бытовыми радостями.

Экспозицию составили произведения живописи и графики из собрания Вологодской областной картинной галереи, созданные отечественными художниками в 1920 – 1980-е годы. «Тогда существовали строгие идеологические рамки, согласно которым в борьбе за социалистические преобразования страны должны были принимать активное участие и мастера искусства. В этих непростых условиях тем не менее они смогли создать немало высокохудожественных, ярких и искренних произведений», – рассказывают организаторы.

В то время, проникнутое пафосом строительства светлого будущего, труд являлся одной из главных тем в искусстве. Художники ездили в творческие командировки на новостройки, заводы и предприятия, в колхозы (А. Самохвалов «В полях» 1927, Н. Крюков «Уборка льна в колхозе «Ударник» Вологодской области» 1953, И. Воробьева «Весна на целине» 1957, «Над тайгой сибирской» 1959; В. Сигорский «Индустриальный пейзаж» 1970).

Яркими чертами советских людей были оптимизм и уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства. Они нашли воплощение и в этюдных изображениях рядовых рабочих и колхозников (С. Герасимов «Конюх» 1930-е; С. Адливанкин «Девушка с веснушками» 1932; И. Агапов «Работница – строитель Сибирской ГЭС» 1962), и в образах передовиков труда (М. Ларичев «Портрет Героя Социалистического Труда А. Н. Пылаевой» 1971). О том, что подрастающее поколение воспитывалось в духе коллективизма и взаимопомощи, в стремлении к знаниям и труду, в любви к физкультуре и спорту, свидетельствуют такие работы, как «Две физкультурницы» (1939) Т. Правосудович, «Лыжники» (1950-е) В. Сигорского, «Портрет девушки. Этюд к картине «Идет экзамен» (1954) Н. Веселовой, «Помогают больной подружке» (1954-1956) С. Скубко.

В жанровых произведениях показана жизнь людей в будничных, простых ее проявлениях, где непритязательность и скромность бытовой обстановки все же не лишены уюта и поэтичности. (Н. Тырса «За глаженьем» 1930; К. Юон «Портрет Шуры» 1930-е; Ю. Кугач «Деревенская девушка» 1953; Ю. Пименов «Хозяйка» 1974; Р. Ермолин «Сестры» 1976).

О трудовых буднях края повествуют картины вологодских художников: Н. Тусова «Кружевница» 1920-е, О. Бороздина «Вологда пятидесятых годов» 1960, М. Ларичева «Молодежь на ферму! 1963, Е. Гусева «За кроснами» 1968, Б. Шваркова «На реке» 1966.

Давно ушли из нашего обихода керосиновые лампы, счеты, авоськи, стеклянные бутылки для молока, грампластинки. Эти и другие, наиболее типичные для советского быта предметы из частных собраний, экспонирующиеся на выставке, могут вызвать интерес у юного поколения и массу воспоминаний о прошлом и, вероятно, некоторую ностальгию у старшего.

Дополняют экспозицию книги и журналы советского периода из фондов Вологодской областной научной библиотеки.

Теги: Шаламовский дом, ВОКГ
Подготовила Юлия Шутова

Новости по теме