12+

Свои сокровища показывают музеи Вологодчины на выставке в Юго-западной башне Вологодского кремля

Выставка «Сокровища вологодских музеев» получила такое название не случайно. Большинство представленных здесь предметов хранятся в фондах и не входят в постоянные экспозиции, а некоторые и вовсе экспонируются впервые. В этом выставочном проекте участвуют четыре крупных музея: Вологодский и Великоустюгский музеи-заповедники, Вологодская областная картинная галерея и Череповецкое музейное объединение. Экспонаты, которыми они поделились, удачно дополняют друг друга, показывая историю русского искусства с конца XVII до ХХ века.

Выставка построена по тематико-хронологическому принципу. Открывает ее портрет вологодского купца XVII века Гаврилы Фетиева из коллекции Вологодского музея-заповедника. Это знаковый экспонат, который периодически путешествует по крупным выставкам – так, два года назад он был представлен на выставке «Сокровища музеев России» в Москве. Портрет знаком вологжанам, бывающим в музее: это единственный экспонат выставки, который в обычное время представлен в постоянной экспозиции – в одном из залов Иосифовского корпуса Вологодского кремля.

Тему XVII века продолжают, например, копия А. Архипова с картины А. Литовченко «Сокольничие царя Алексея Михайловича» из фондов ЧерМО, реконструкция русского кафтана, голландская живопись и знаменитый дельфтский фарфор работы из собрания Вологодского музея, а также серия гравюр из собраний Вологодского и Великоустюгского музеев.

Впервые представлена публике фарфоровая статуэтка Марии Антуанетты – изысканный бисквитный фарфор напоминает античный мрамор. В поддержку этому экспонату картинная галерея предоставила ранее не выставлявшуюся гравюру с изображением королевы. О роскоши французского двора ассоциативно напоминают флакон для духов и ароматница из фондов Череповецкого музейного объединения.

О событиях и личностях конца XVII – начала XVIII века рассказывают картина К. Вещилова «Приезд иностранцев в Российское государство», работы художников-баталистов Жака Куртуа и Франческо Симонини. Портрет Алексея Резанова работы Мины Колокольникова можно увидеть только на выставках. Кстати, художник Колокольников происходил из тверских крепостных, но смог получить профессиональное художественное образование. Сразу обращает на себя внимание знаменитая «Княжна Тараканова» – копия Николая Тусова с картины Константина Флавицкого. Копии известных работ художники делали либо по заказу, либо желая усовершенствовать свое мастерство.

«Амур, уносящей Время» – прекрасное название для часов, которые обычно хранятся в фондах Вологодского музея. Хотя эти часы исправны, сотрудники музея не стали их заводить – иначе пришлось бы постоянно открывать витрину. А вот бронзовые часы из Череповца хоть и не ходят, но очень красивы сами по себе.

Портрет Евдокии Алексеевны Барш, ставший визитной карточкой выставки, в начале этого года вернулся из реставрации. Полотно, находившееся в плохом состоянии, восстановила реставратор Юлия Шелкова из Вологодского филиала Всероссийского художественного и научно-реставрационного центра им. Грабаря. А с уникальными миниатюрами на слоновой кости в течение нескольких лет работала московский реставратор Лариса Гетьман.

XIX век тоже представлен не только живописью, но и предметами быта и произведениями декоративно-прикладного искусства. Известная картина «Крестьянка Вологодской губернии» принадлежит кисти Иллариона Прянишникова, одного из основателей товарищества передвижников. Созвучны ей фарфоровые статуэтки из серии «Народы России». Парадный мундир министра путей сообщения Сергея Рухлова соседствует с эскизом И. Куликова к картине Ильи Репина «Юбилейное заседание Государственного совета». Образцы женской одежды второй половины XIX века гармонируют с портретами купеческой семейной пары из села Устье, которые предоставила Вологодская картинная галерея. А кресло с вышитыми драконами, которое недавно вышло из рук реставраторов Аркадия Полякова и Дарьи Петровой, хорошо иллюстрирует купеческий быт.

О наступающей зиме напомнят пейзажи, например, «Зимний закат» Юлия Клевера и «Зимний лес» Александра Борисова. Борисов известен не только как художник, но и как исследователь Арктики. В начале ХХ века его выставка пропутешествовала по всей Европе (кстати, в Лондоне ее посетил норвежский исследователь и путешественник Фритьоф Нансен), а в 1908 году его картины экспонировались в Белом доме в Вашингтоне.

Начало ХХ века – время экспериментов, что видно по экспонатам этого периода. Нежные этюды «усадебной» тематики, выполненные Евгением Столицей, контрастируют с графичным портретом пианистки кисти Феодосия Бочкова. Из Великого Устюга прибыли на выставку литография Пабло Пикассо «Бой быков» и картина Ольги Розовой, яркой представительницы русского авангарда.

Во время реставрации картины Н. Матвеева «Вид на фабричные мастерские Красавинского комбината» на обороте холста обнаружилась более ранняя работа художника – натюрморт с урной и шваброй, и на выставке решили показать именно его, а красавинские мастерские можно увидеть в зеркале, специально установленном позади картины.

Завершает выставку работа знаменитого театрального художника народного художника СССР Фёдора Федоровского, лауреата пяти Сталинских премий. Художник является автором золотого занавеса Большого театра, а также известен тем, что в 1945 году реставрировал кремлевские звёзды по собственному проекту. На выставке представлен его эскиз декорации к оперетте «Корневильские колокола».

Добавим, что выставка «Сокровища вологодских музеев» посвящена 135-летию Вологодского музея-заповедника, которое отмечается в этом году целым рядом ярких выставочных проектов. Например, в Музее кружева прошла выставка вееров, в художественном отделе – выставка антикварных велосипедов, а сейчас в рамках нацпроекта «Культура» работает выставка «Черное и белое» из музея РОСИЗО.

Выставка «Сокровища вологодских музеев» будет работать в Юго-западной башне Вологодского кремля до 8 марта 2021 года.

Редакция cultinfo благодарит Ирину Соколову, заместителя генерального директора Вологодского государственного музея-заповедника по научной работе, за рассказ о выставке «Сокровища вологодских музеев».

Светлана Гришина