В нынешнем октябре широко отмечается 90-летие со дня рождения писателя Василия Белова. Известный российский писатель, классик, один из родоначальников и лидеров деревенской прозы, общественный деятель, воитель за сохранение русского крестьянства и русского видения мира, Белов оставил яркий след в культуре не только Вологодчины, но и всей страны.
О себе он говорил: «Писателем я стал не из удовольствия, а по необходимости, слишком накипело на сердце, молчать стало невтерпёж, горечь душила».
Отчего становятся писателями, особенно продолжателями традиций «деревенской прозы», сегодня? Ответить на этот вопрос могут только сами авторы, которые в своих произведениях обращают взор на сельскую жизнь.
Для совместного проекта cultinfo и Музея-квартиры Василия Белова «Беловский круг» мы предложили современным авторам-деревенщикам поразмышлять на тему, чем для них является писатель Василий Белов. Каждый из них признался, что творчество и личность Василия Белова оказали на него большое влияние как в духовном плане, так и в писательском самоопределении.
***
Дмитрий Ермаков родился 21 июня 1969 года в Вологде. Член Союза писателей России с 2002 года. Автор 15 сборников прозы. Лауреат Всероссийского конкурса им. Шукшина «Светлые души», Международного конкурса детской литературы им. А. Толстого, международной литературной премии «Югра», германской премии «Лучшая русскоязычная книга – 2015», финалист премии им. Фёдора Абрамова за 2019 год. Обладатель Золотого Диплома Международного форума славянской культуры «Золотой витязь» (2020). В июне 2014 года Дмитрию Ермакову вручена медаль «Василий Шукшин».
…Мне довольно сложно коротко высказать своё отношение к Василию Ивановичу. И вот почему: совсем недавно вышла из печати моя книга «От земли. Василий Белов». Я работал над ней несколько лет. В ней и размышления о творчестве Белова, и воспоминания о личных встречах… Мне легче сказать – прочтите книгу…
И здесь я приведу переработанное предисловие к этой книге.
…Моё отношение к Василию Белову и его творчеству менялось от незнания к узнаванию, от непонимания к любви, к пониманию огромности его в русской литературе и культуре. А если в русской, то и в мировой…
Всё это привело к желанию написать о нём и о его творчестве. Более того, написать о Белове – стало необходимостью для меня… И я написал эту книгу.
Начиная работу над воспоминаниями о Шукшине («Тяжесть креста»), Василий Иванович Белов составил план (с этого начал и я, приступая к своей работе), а далее он писал: «Конечно, план одно, а его выполнение нечто иное… Обычно планы трещат почём зря… Пусть выполнится отнюдь не всё, но хоть что-то да сделаешь. А иногда и перевыполнишь… «Дерзай! – внушаешь себе. – Всё у тебя получится»… Но как определить на что ты способен? Вот тут-то и требуется дерзостный смелый шаг. Бог помогает дерзающим…»
…Когда я переписываю от руки слова, написанные Беловым, что-то происходит во мне… Я представляю его, уже седого, в очках, уже, временами, вспоминающего подходящее слово, но всё же могучего в своём дерзании и такого близкого в эти мгновения…
«Ну, так вперёд же! Дерзай!» – шепчу я вслед за Беловым.
Белов был дерзающим. И даже скажу так – дерзким.
Дерзнул вырваться из мирка в мир – и вырвался. Но оказалось, что «мирок»-то и есть огромный мир, но надо было уйти, уехать, работать, учиться, пройти по многим путям, чтобы вернуться в свой мир, а потом и рассказать о нём всему остальному миру. Впервые в русской литературе голосом Белова заговорил не добрый барин, не горожанин-интеллигент, любящий и пытающийся понять и показать деревню, а сам крестьянин – униженный, замордованный, но остающийся красивым и сильным, непокорным и терпеливым – русский человек. Иван и Катерина Дрыновы, Олёша Смолин, Павел Рогов…
Свою удивительную книгу «Лад» Василий Белов неожиданно закончил главой «о художественном образе». В ней есть такие слова: «Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождения образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам…»
Вот так – художник должен быть и дерзающим, и стыдливым… Тоже урок Белова.
Теги: беловский круг