Продолжаем рассказывать о вологодских зодчих и их творениях в информационном проекте, приуроченном к 80-летию Вологодского союза архитекторов.
Иван Андреевич Фохт занимал пост губернского архитектора более 20 лет с перерывом в 3 года. О его биографии мы знаем не так много – в основном из краткого описания, которое он сам дает в прошении о принятии его на должность.
Зодчий был сыном садовника Андрея Фохта, служившего в ведомстве Государственной конторы домов и садов. Иван Фохт «с детства обучался в разных иностранных местах наукам и художествам, а в том числе Гражданской архитектуре и скульптурному искусству, а напоследок по выезде в Россию несколько уже лет упражнялся в оных художествах свободно в разных губерниях».
Прошение принять его на службу губернским архитектором он подает 15 ноября 1806 года. К тому моменту в Вологодской губернии Иван Андреевич уже четыре года занимался частной практикой и успел приобрести среди местных дворян «в знании своем особенное одобрение и доверенность». Зодчий предоставил свидетельство, в котором заказчики подтверждали, что он «преподал многим церковным, домовым и другим строениям планы лучшего и приятного вида с должной и желаемой прочностью».
Визит государя, или Куда пропал Вологодский кремль?
Одной из первых его работ в качестве губернского архитектора стал проект нового порохового погреба с караульной избой взамен старой башни. Его Иван Фохт представил в 1807 году.
Новый пороховой погреб был рассчитан «для помещенiя на всю Губернiю до 3000 пудовъ (около 49 тонн) пороху и до 100 пудовъ (около 1,6 тонны) селитры». Он должен был заменить старую башню, где на тот момент хранился порох. Предположительно это Пороховая башня, также называемая Владимирской или Пречистенской. Она находилась возле пересечения современных улиц Ленинградской и Октябрьской.
Башня в то время была одним из немногих использующихся по назначению строений Вологодского кремля (в наши дни Вологодским кремлем называется бывшее Архиерейское подворье), который уже в 80-е годы XVIII века большею частью представлял собой «развалины». А рвы, окружавшие его каменные и деревянные стены, «позавалились и засорились».
К приезду императора Александра I в 1824 году местные власти позаботились о том, чтобы обветшалые конструкции Кремля не портили лица города, и сейчас от них остались только фундаменты. На месте рвов устроили бульвары, а в архиерейском (сейчас Кремлевском) саду ров превратили в пруды. От подготовки города к визиту высочайшей особы губернский архитектор, вероятно, тоже не мог остаться в стороне.
Но свою лепту в благоустройство губернской столицы Иван Фохт внес и ранее. В 1820 году он составил проект укрепления берега и проект устройства бульвара на Златоустинской набережной, напротив Соборной горки. Его работу, воплощенную в жизнь, можно увидеть на картинах середины XIX века. Но до первых фотографий они не дожили: укрепления и бульвар были разрушены во время половодья.
Конюшня для губернатора и немного о важности соли
Интересны и проекты хозяйственных построек. В 1810 году Фохт проектирует каменные службы и ограды с воротами при Губернаторском доме. Среди них и здание под конюшню, каретный сарай и покои конюха, которое выглядит не менее торжественно, чем сам особняк.
К этому же времени относится и проект соляного магазина в Вологде. «Магазинами» или «магазейнами» в то время называли государственные склады оружия или провианта. Сами магазины были казенными, однако подряды на подвоз товара могли брать частники.
Тогда соль являлась не только приправой, но и основным консервантом для хранения пищи. Добыча соли была одной из важнейших отраслей промышленности Вологодской губернии и просто престижным делом. Не случайно Александр I во время своего пребывания в Вологде остановился в доме купца Витушешникова – владельца крупнейшего в губернии Сереговского солеваренного завода. Дом Витушешникова считался одним из лучших в городе.
Соляные ряды в губернской столице располагались на берегу реки Вологды, недалеко от современного Октябрьского моста за снесенным зданием спортшколы. Возможно, в этом месте находился и спроектированный Фохтом магазин.
Не все работы архитектора были воплощены. К примеру, проект тюремного острога в Вологде высшее начальство в Петербурге не согласовало, так как варианты его были «несообразные с Высочайше апробованными на таковые строения» (то есть не соответствовали принятым тогда «типовым» проектам).
Возвращение господина Фохта
В 1812 году, накануне вторжения Наполеона в Россию, губернский архитектор решает попытать счастья в Петербурге или Москве и рекомендует на свое место Александра Михайлова, служившего архитекторским помощником при Петербургской бирже и Казанской церкви, и представившего аттестаты Императорской Академии художеств. Губернским архитектором Александр Фомич пробыл всего три года и предположительно покинул Вологду по той же причине, как и Херсон, где он был уволен губернатором «за нерадение и страсть его к невоздержанной жизни».
Ивану Фохту тоже не удалось закрепиться в столицах. Уже в 1815 году он возвращается на прежний пост и занимается в основном переделками казенных зданий и составлением разных вариантов смет на всевозможные перестройки и ремонты в Вологде и других городах губернии.
Как отмечает исследователь Маргарита Фехнер, зодчий проектировал в полностью сложившихся к тому времени архитектурных формах классицизма. Для стиля характерны симметричная композиция, ориентация на античное зодчество и использование таких его элементов, как колонны, фронтоны, портики и др.
Стараниями Ивана Фохта «классические черты» приобрел Сретенский собор в Никольске. Храм возводился практически полвека – с 1788 по 1833 годы. Изначально проектировал его первый губернский архитектор Петр Бортников. Но дальнейшее строительство происходило уже с участием Ивана Фохта. Он внес свои правки в проектную документацию. По его замыслу, был сформирован внешний вид и убранство собора: на фасадах появились портики с полуколоннами и другие классические элементы. Подтверждающие это документы обнаружила в Великоустюгском архиве архитектор-реставратор Наталья Пьянкова.
Храм пережил гонения на религию, пожар и годы запустения. С 2015 года на пожертвования ведутся работы по восстановлению Сретенского собора.
В 1827 году господин Фохт выполняет план и фасад для устройства четырех деревянных глав Вельского Троицкого собора. В Строительном комитете при Министерстве Внутренних Дел признали, что предполагаемая надстройка никакого вреда церкви не несет. Сам храм был возведен в XVIII веке и располагался на центральной площади Вельска (тогда входившего в состав Вологодской губернии). До наших дней он не дошел: после Великой Отечественной войны Троицкий собор полностью разобрали.
Иван Фохт был отставлен от должности в 1829 году. Вероятной причиной послужило то, что Строительный комитет в Петербурге «не мог не заметить явного пристрастия господина Фохта при составлении смет и производства ремонта казенных зданий».
При подготовке статьи использованы материалы:
Засецкий А. А. Исторические и топографические известия по древности о России и частно о городе Вологде и его уезде. М., 1780.
Ковалев С. Военно-статистическое обозрение Вологодской губернии. Издание генштаба. Спб., 1850.
Козина Г. Н. Вологодские купцы - фабриканты и заводчики (XVIII - начало XX века) // Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 2. - Вологда: "Русь", 1997.
Минаев А.Л. Вологодские губернские архитекторы конца XVIII – начала XX вв.// Известия ВОИСК. Вып.14. – Вологда, 2005.
Словарь русского языка XVIII века / АН СССР. Ин-т рус. яз.; Гл. ред.: Ю. С. Сорокин. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984—1991.
Фехнер М.В. Вологда. М., 1958.
Историко-архивные материалы ООО «Валбэк-ру»