Выставка «Храмовое зодчество Вологодского края» открылась в Иосифовском корпусе Вологодского кремля.
В залах представлены скан-копии чертежей, рисунков и фотографий храмовых сооружений, располагавшихся на территориях Вологодской и смежных с ней Новгородской и Олонецкой епархий. Представленные документы находятся на хранении в богатейших фондах Государственного архива Вологодской области. Выявление их ведется сотрудниками архива уже на протяжение 5 лет, поскольку все они рассредоточены по разным фондам и делам. В витрины же помещены подлинные рукописи и церковные издания из коллекции особо ценных книг.
На выставке можно увидеть и часовни. Они появлялись ввиду больших расстояний между населенными пунктами. На одном из стендов демонстрируются так называемые часовни-амбарчики или амбаронки, которые были перестроены из амбара.
«В представлении крестьян амбар был чистым помещением. Там могли хранить иконы, важные документы, предметы культа. Такие постройки были характерны для территории реки Сухоны и Кирилловского уезда», – пояснила специалист.
Постепенно деревянное строительство вытеснялось каменным. Показанные храмы относятся к разным архитектурным стилям. Особое внимание следует обратить на Тотемский Богоявленский собор – с него началось знаменитое тотемское барокко. На чертеже церковь изображена после пожара 1815 года с поврежденной кровлей и без куполов. Собор неоднократно перестраивался – чертеж наглядно показывает, что нижняя часть относится еще к московскому барокко XVII века, а верхняя уже выполнена в стиле тотемского барокко с узнаваемыми картушами. Рядом демонстрируется и чертеж отдельно стоящей колокольни храма. Она также пострадала во время пожара: внутрь, проломив свод, упал колокол. Новый проект был выполнен в стиле классицизма, но его не воплотили в жизнь.
В чертежах собора и колокольни указано имя вологодского губернского архитектора Ивана Андреевича Фохта. Немец по происхождению, «наукам и художествам» он учился в иностранных местах, а практиковал в России. Он был также художником и скульптором: расписывал Воскресенский собор, создавал копии античных статуй для украшения сада вологодского помещика Александра Межакова. Должность вологодского губернского архитектора Иван Андреевич занимал 20 лет с перерывом в три года.
Не всегда храмы проектировали профессиональные архитекторы. На выставке есть пример, когда чертеж делал крестьянин Василий Яковлев, а «по его безграмотству руку приложил (подписал) Александр Петров». Некоторые представленные чертежи являются «адаптированными» под местность образцовыми проектами (то есть типовыми).



Особый раздел посвящен Вологде, где посетители могут увидеть церкви, ныне не существующие. Например, храм Параскевы Пятницы, давший название улице и башне Вологодского кремля. Некоторое время храм соседствовал с учебным корпусом университета по улице Мальцева, 2, но в 60-е годы церковь снесли.Также показаны фотографии и рисунки домовой церкви при Вологодской классической гимназии (ул. Галкинская, 1) и Спасо-Всеградского собора, находившегося на площади Революции (летом на его месте возведена деревянная часовня).
В экспозицию вошла лишь малая часть находящихся в фондах архива документов, связанных с храмовым зодчеством. Эти чертежи, фото и рисунки имеют практическую ценность для реставраторов при сохранении исторического облика зданий.
Как отметил на открытии выставки заместитель губернатора Михаил Сылка, на территории региона находится 811 храмов, которые нужно восстановить, и только 314 из них передано в митрополию. Некоторые объекты никому не принадлежат, но ситуацию будут менять.
Выставка «Храмовое зодчество Вологодского края» продолжит работу до 14 ноября по адресу: Вологда, ул. С. Орлова, 15. Посетить ее можно по цене входного билета в Вологодский музей-заповедник.
Специально для выставки был создан аудиогид, который озвучил вологодский актер и певец Александр Соколов. Воспользоваться гидом можно, считав qr-код на стенде.
6+ Теги: ГАВО, выставка, вологодский музей-заповедник, Вологодский кремль