Балет о войне на мотив вальса показал в Вологде Московский театр танца «Гжель»
Одноактный балет «Дом у дороги» на музыку Валерия Гаврилина представил Московский театр танца «Гжель» в Вологодском драматическом театре на Х Международном музыкальном Гаврилинском фестивале.
Поэму Александра Твардовского «Дом у дороги» показали в театрально-танцевальной версии балетмейстера и хореографа, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста Республики Татарстан Георгия Ковтуна. Действие балета происходит в 1940-е годы. Героев зритель застает в мирное время, которое сменяется тяготами войны, а после – Победой и долгожданным возвращением солдат.
Для артистов «Гжели» это не типичная постановка. Академический театр танца блистает и на Красной площади, и в Государственном Кремлевском дворце, а гастрольная карта коллектива насчитывает более 50 стран. Репертуар «Гжели» обширен. В его основе лежит золотой фонд постановок создателя театра, народного артиста России Владимира Захарова.
«Красочность костюмов нам досталось от Владимира Михайловича, потому что ему пришла замечательная идея воплотить красоту русских народных промыслов и в танце, и в костюмах. Например, номер «Костромская скань» – это отсылка к сереброплетению, также в репертуаре театра есть «Хохломская карусель», «Мотивы Жостово», «Павлопосадские узоры». Создание костюма – это упорный труд многих людей, начиная с автора эскиза. Присоединяется к процессу и балетмейстер, который смотрит, как костюм раскрывается в движении. По составу артистов у нас один из самых молодых коллективов жанра народно-сценического танца. Нам важно сохранить наследие театра, но в то же время идти вперёд за новыми открытиями, новыми впечатлениями, новыми работами для артистов. Поэтому мы обратились к спектаклям», – рассказала директор театра, заслуженный работник культуры России Марина Куклина.
В репертуаре театра танца есть несколько театральных постановок: «Снежная королева» (композитор Радик Залимов), «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. «Дом у дороги» тоже стал одной из таких экспериментальных работ. В 2019 году московский коллектив уже представлял в Вологде премьерный фрагмент этого балета, теперь вологжане увидели его целиком.
«Мы показываем народно-сценический танец во всем его проявлении, что с вкраплениями современного и классического танца дает интересный эффект. Это не первый спектакль Георгия Ковтуна в репертуаре нашего театра. Мы уже знакомы с этим хореографом, поэтому с ним было полное взаимопонимание. Хотя преодолевали и свои творческие сложности. Артисты народно-сценического танца заточены на формы концертных номеров, и играть спектакль, который идёт 40 минут, вести главного героя на протяжение действа, конечно, сначала было сложно. Но это стало шагом к развитию нашего коллектива. После спектаклей наши концертные номера «подтянулись» с точки зрения актерского мастерства и техники исполнения», – отметил балетмейстер Академического театра танца «Гжель», заслуженный артист России Дмитрий Толмасов.
В балете у войны женское лицо. Партию исполняет солистка театра «Гжель» Татьяна Мокрицкая. В ее костюме соединяются огненные и кровавые оттенки, а тело обвивает «связка черепов». С такими аксессуарами танцевать нелегко, но во время исполнения артистка забывает об их существовании, вживаясь в образ и передавая это состояние зрителю.
«Георгий Анатольевич – первый хореограф, который поставил войну в формате вальса. Конечно, несмотря на плавность музыки, нужно передать жестокость, зло, разрушение. Георгий Анатольевич дружил с Валерием Александровичем и предложил композитору написать музыку для балета. Произведения Гаврилина уникальные, и они не могут не вдохновлять, не могут не брать за душу, потому что это чистая народная русская душа, русская деревня, послевоенная, военная, со всеми лишениями, со всеми горестями. Но за любыми разрушениями наступает счастье, радость и вера в будущее, в хорошее и в то, что будет построен новый мир. Это и передаётся в нашем спектакле», – рассказала Татьяна Мокрицкая.
Во втором отделении артисты выступили с традиционными номерами, где языком танца рассказали о российских народных промыслах и не только.